Вызов себе

Мы хотим поделиться с вами историей Маши Александровой, преподавателя истории проекта «Благотворительная школа» нашего фонда, благодаря которому дети продолжают учиться даже в стенах больницы.

Маша не просто обучает датам и объясняет исторические события, она показывает их: на игрушках, на картах, — самыми разными способами, которые помогают детям не только понимать и запоминать, но и мечтать!

В Фонд я пришла в сентябре 2011 года, сразу в проект Школа. Хотелось принести побольше пользы, а ничего иного, кроме как учить детей, я не умела. Да и сейчас, пожалуй, не умею. Мой предмет, история, не самый популярный — математика и языки вроде бы важнее... Зато у меня — про людей, про то, как они похожи друг на друга и какими бывают разными, про страны далекие и близкие, про то, что времена не выбирают.

Мне всегда казалось, что школа — это место, где учатся дети, а вовсе не место, где работают учителя. Это пространство для совместного обучения. Ну разумеется, совместного. Они учатся учиться, я учусь учить. И каждый раз — как первый.

Маша
Маша
По чести сказать, не много педагогического мастерства требуется, чтобы растолковать новую тему спокойно сидящему классу, любопытной детворе, которая шаг за шагом обстоятельно «осваивает программу». А вот рассказать про систему вассалитета 12-летнему человеку, который фигово себя чувствует после курса химиотерапии, давным-давно не видел школьных приятелей и потихоньку перестает верить, что на свете существует что-то еще, кроме больниц и капельниц... да ещё рассказать так, чтобы человек про больницы и все остальное забыл, а про систему вассалитета помнил до старости лет — вот это настоящий вызов, вот это, наверное, и есть педагогика.

В тот раз в ход пошли игрушки Лего. Никогда прежде я не показывала на игрушечных рыцарях и замках, как формируется «феодальная лестница». Зато и никогда прежде не получала такого точного и быстрого прогноза насчет перспектив феодальной раздробленности. На солдатиках-то оно сразу видно, к чему дело идет.

Викторину придумала историческую, с вопросами из вроде бы знакомых тем, но которые не требуют знания школьной программы. Зато сразу понятно: история — это не про вызубрить даты, а про научиться видеть причины событий. Что-то вроде детектива.

У нас ведь как: никогда не знаешь, в какой момент случится перерыв в обучении. Бывает так, что человек и в школе-то толком не бывал. Но учиться нужно всем, а значит нужно придумывать, как учить новое, чтобы оно оказалось важным и полезным и осталось с тобой навсегда.

Можно устраивать виртуальные экскурсии по музеям и путешествия по разным странам, можно придумывать истории «как я грабил Рим с вестготами», можно рисовать эскизы монет городов и подбирать места для их основания... Можно плясать любой педагогический канкан!

Потому что тогда он сначала повернется на бок, чтобы рассмотреть картинку... Потом сядет, чтобы удобнее было спорить... Он начнет читать книжки и планировать археологическую экспедицию — и это будет победа, ваша общая. Потому что он будет мечтать и учиться в школе. Потому что всем детям нужно мечтать и учиться. Именно для этого существуют школы и учителя. Даже в больнице.

Маша Александрова,
август 2015 г.