Что такое Child Life

Как подготовить ребенка к госпитализации, помочь ему адаптироваться в больнице и снизить стресс от неприятных процедур? На эти вопросы отвечает клинический психолог Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачёва Екатерина Стефаненко, специалист в области Child Life.

Child Life (с англ. «детская жизнь», «детство») — это американская программа подготовки врачей и психологов, работающих с детьми, которые оказались в больнице. В США это повсеместная и распространенная практика — заниматься адаптацией членов семьи и самого ребенка, начиная с момента его госпитализации, к новым обстоятельствам.

Екатерина Стефаненко
Екатерина Стефаненко
Во время обучения в университете Santa Barbara в США на курсе Child Life я отметила несколько простых, но важных моментов, которые можно использовать в работе с детьми в российских клиниках. Специалисты Child Life помогают снизить влияние стрессовых и травматичных ситуаций, возникающих во время болезни и лечения, которые могут негативно воздействовать на развитие, физическое и психологическое состояние детей и родителей. Тяжелая болезнь, госпитализация, а также изменения в образе жизни, связанные с болезнью, травматичны для ребенка и его близких.

В России программа Child Life только начинает развиваться. В чем-то эта программа похожа на ту, которой обучаются игровые психотерапевты в России. В чем-то, когда речь идет о работе с родителями, — на семейную терапию, которая помогает сохранить коммуникацию между родителями и ребенком во время его лечения. Я провела несколько практических семинаров для психологов, среднего медперсонала и волонтеров, которые работают в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (НМИЦ ДГОИ). Благодаря фонду «Подари жизнь» мы приобрели медицинскую куклу, на которой врачи и медсестры могут показывать нашим пациентам, как будет проходить та или иная процедура. На сегодняшний день есть еще одна детская больница в Москве — Ожоговый центр больницы им. Г. Н. Сперанского, — где один из специалистов сейчас проходит в США обучение по программе Child Life. В будущем мы планируем обмениваться опытом с врачами этого ожогового центра и активно развивать это направление в нашей больнице.

Первый шаг

Когда ребенок впервые попадает в больницу, он переживает колоссальную тревогу перед неизвестностью. Ощущение потери контроля над своей жизнью, обилие новых ощущений, информации и людей пугает не только маленького пациента, но и всю его семью. Специалист Child Life помогает создать максимально комфортную, безопасную и предсказуемую для ребенка среду, где он может пройти через медицинский опыт с минимальными эмоциональными затратами. Специалисты CL работают с детьми и их родителями на разных этапах. Они принимают участие в диагностике маленького пациента и его семьи. Они изучают уже имеющийся медицинский опыт, возрастные, индивидуальные, семейные и культурные особенности. В дальнейшем специалисты CL участвуют в подготовке ребенка и его близких к медицинским манипуляциям на разных этапах лечения и в самом процессе проведения процедур. При необходимости приходят на помощь в кризисные моменты, в том числе работают с семьей в ситуациях умирания или смерти ребенка.

Игра это очень важно
Игра это очень важно
Главный метод работы специалистов CL — это игра. Дети всех возрастов и национальностей играют. Игра — необходимое условие развития ребенка, которое значительно тормозится во время тяжелой болезни и длительного лечения. В игре ребенок выражает свои чувства, тем самым снижая напряжение от ситуации, в которой он оказался. Здесь он способен чувствовать контроль над своей жизнью. В игре ребенок отвлекается от неприятных событий, болезненных процедур, получая удовольствие, испытывая счастье.

Медицинская игра, которую используют специалисты CL, помогает ребенку лучше понять, как устроена жизнь в больнице, чем занимаются медсестры и врачи. Терапевтичесая игра позволяет ребенку стать более компетентным в преодолении трудностей, которые возникают у него во время лечения. Драматическая игра работает с чувствами ребенка. Например, в ходе ролевой игры с ним можно обсуждать, что может чувствовать другой ребенок или любимая игрушка во время прохождения медицинского опыта, какие способы можно использовать, чтобы ощущение боли или переживание страха было не таким сильным (например, в зависимости от особенностей ребенка, отвлекаться на что-то или, наоборот, наблюдать за процессом).

Подготовка к процедуре

Специалист CL занимается тем, что готовит ребенка к каждой медицинской процедуре: рассказывает, показывает, проигрывает с маленьким пациентом то, что он увидит, услышит, почувствует во время манипуляции. Таким образом, ребенок уже знает, что с ним произойдет, в какие моменты ему может стать некомфортно, страшно или больно. Но также он понимает, как он может справиться с этими неприятными ощущениями и как может поддержать себя в такой ситуации.

Увидеть все своими глазами
Увидеть все своими глазами
Специалист CL также сопровождает ребенка во время проведения медицинских манипуляций. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей маленького пациента специалисты CL вместе с ребенком и родителем заранее и/или в ходе процедуры подбирают наиболее подходящие в данной ситуации способы совладания с неприятными переживаниями. Для многих детей оказывается очень важным контролировать ситуацию. Один из способов помочь в этом — предоставить возможность выбора. Ребенок должен видеть и понимать, что у него всегда есть выбор, который он может сделать, опираясь на свои желания и потребности. Например, с кем он сегодня пойдет на процедуру: с мамой или с братом, с игрушкой или в одиночестве? Перед процедурой он может посмотреть фотоальбом с фотографиями операционной, где завтра ему проведут манипуляции. Или отправиться туда самостоятельно, чтобы увидеть все собственными глазами. Во время процедуры ребенок может внимательно следить за действиями медсестры или врача и даже помогать им. А может отвлечься и не контролировать их вовсе.

Работа со всей семьей

Обычно специалисты CL работают не только с ребенком, но и со всей семьей. Они помогают родителям лучше понять индивидуальные особенности и ресурсы ребенка, овладеть навыками помощи и поддержки во время процедур. При подготовке к медицинским манипуляциям специалисты CL могут вести работу не только с родителями ребенка, но и с его братьями и сестрами. Так, у членов семьи есть возможность вместе с маленьким пациентом заблаговременно потренироваться, поделиться возможными ощущениями и советами, как легче перенести ту или иную процедуру. Такая стратегия дает возможность ребенку почувствовать включенность и поддержку близких.

Например, cпециалист CL просит помочь одного из родителей, брата или сестру ребенка. Он показывает, как будет проходить процедура. Например, как берется кровь из вены? Специалист CL имитирует ситуацию взятия крови с помощью игровых материалов. В ходе и после процедуры специалист CL может задавать вопросы тому из родственников маленького пациента, который на себе испытал процедуру, например, о том, как ему удалось не испугаться, что он может посоветовать ребенку и т. д.

Самые маленькие хотят все знать

Специалисты CL стараются информировать даже самых маленьких пациентов, которым исполнилось два-три года. Ребенку бывает достаточно визуальных и тактильных ощущений, чтобы в дальнейшем пережить медицинскую манипуляцию легче. Используя игровые способы и творчество, специалисты CL знакомят малыша с предметами, которые будут использоваться для проведения процедуры (ватой, бинтами и т. д.). Ведь неопределенность или прошлый негативный медицинский опыт пугает ребенка.

Общение с другими детьми помогает

Особое внимание специалисты CL уделяют коммуникации среди маленьких пациентов. Работа в группе помогает детям почувствовать себя сильными. Дети делятся друг с другом тем, как им удалось совладать с трудностями. Тем, кому процедура только предстоит, становится не так страшно и беспокойно, потому что теперь они не чувствуют себя одинокими в прохождении непростого опыта, знают, что с этим можно справиться, и имеют набор спасительных для себя инструментов.

Такие, на первый взгляд, нехитрые, но, как показывает многолетняя зарубежная практика, результативные приемы по психологической подготовке и совладанию с потенциально травматичным для ребенка медицинским опытом, навыки эффективной коммуникации, мастерство игры в работе с детьми и их семьями могут быть ценными помощниками в профилактике эмоционального дистресса и детской травмы в условиях болезни и лечения.