Волонтерство с пользой и без ущерба

Альпинисты-супергерои в МООД г. Балашиха

Волонтеры — сердце фонда «Подари жизнь». Именно с волонтерской деятельности фонд начался много лет назад: очень многие сотрудники сначала участвовали в его жизни в качестве волонтеров, включая директора фонда Екатерину Шергову. В своем интервью она рассказала о том, как это было. За двенадцать лет существования «Подари жизнь» накопился большой опыт волонтерства, появилось понимание, как заниматься благим делом с пользой для тех, кому нужна помощь, и без ущерба для себя. Об этом рассказывают психологи фонда Алина Хаин и Наталья Клипинина.

Смотрите предыдущие статьи психологов в рубрике «Психология: о смыслах и чувствах»: «Как мы воспринимаем болезнь и почему?»; Почему ребенок не дает себя лечить?; Чем волонтерство полезно для волонтера?; Как сказать ребенку о том, чем он болеет; Подростки в больнице: еще не взрослые, но уже не дети; А волосы потом вырастут?; Как поддержать семью, в которой болеет ребенок?, Дети мечтают о празднике даже в больнице, Почему реанимация должна быть открыта (для всех)?

Выпускной в Центре гематологии
Выпускной в Центре гематологии

Как правило, волонтеры приходят в «Подари жизнь» не на разовые акции: они включаются в регулярную волонтерскую деятельность, с большей или меньшей частотой участвуют в различных проектах поддержки семей. Они помогают развозить все, что необходимо, на своих машинах, сами приходят в больницы, где играют с детьми, рисуют, общаются, устраивают праздники и спортивные соревнования, дни красоты для мам, уроки и дополнительные занятия. Фонд несет большую ответственность перед семьями, к которым приходят волонтеры. Кроме того, он видит и большую ответственность перед самими волонтерами, которые добровольно включились в такую непростую деятельность.

Именно поэтому в «Подари жизнь» существует система обучения и поддержки волонтеров. Когда-то давно она началась с вопросов: люди стали приходить в больницу и пытались разобраться, как поступить в той или иной ситуации, чтобы не совершить ошибку. Конечно, на эти вопросы в большинстве случаев находились ответы у более опытных волонтеров, но со временем стало понятно, что для эффективной передачи опыта и помощи должна появиться система поддержки и обучения. Волонтеры много получают от волонтерства, но вместе с тем, они и многое отдают. Значит, им нужно учиться восстанавливаться, находить баланс между тем, что они отдают и получают, чтобы силы не истощались, а личная жизнь по-прежнему была насыщенной, прекрасной и интересной.

Тотальный диктант: пишут волонтеры!
Тотальный диктант: пишут волонтеры!

Занятия для волонтеров (и не только)

  • Вводный семинар, на который приходят все, кто только-только решил стать волонтером. Это важно, чтобы у каждого человека была возможность обсудить первый, начальный этап волонтерства и поделиться своими впечатлениями. Очевидно, что каждый из нас идет своим путем, у всех есть свои представления о том, как это будет, с чем придется столкнуться, а также, чего бы нам хотелось в результате получить, а чего — избежать. А затем мы сталкиваемся с реальностью, где что-то может происходить не так, как мы ожидали. И тогда появляется много новых мыслей и чувств. Опыт фонда показывает, что в первые моменты важно делиться своими переживаниями. Не только с друзьями, близкими, родными, но и с людьми, которые находятся в той же ситуации. Поэтому на вводном семинаре у психологов всегда есть соведущие — опытные волонтеры, с которыми можно и нужно обсуждать все вопросы. Кроме того, есть много тем, о которых стоит подумать в будущем. Обычно на вводном семинаре собирается группа из максимум двенадцати человек. Такой семинар проходит регулярно, поэтому все волонтеры в первые месяцы своего волонтерства его проходят.

  • Тематические семинары: мы выбирает одну большую тему и посвящаем ей всю встречу. Совсем недавно мы обсуждали, как помочь родителям ребенка, который лечится. Как правило, волонтеры изначально сфокусированы на ребенке, который, конечно, очень нуждается в поддержке, но мы понимаем, что родителям тоже трудно в этой ситуации, и им тоже нужна помощь. Кроме того, от того, насколько они справляются с ситуацией, во многом зависит и состояние ребенка. Помогая ребенку, мы должны помогать и родителям. На тематические семинары могут приходит не только волонтеры, но и сотрудники фонда — все, кому интересна обсуждаемая тема.

  • Семинары для разных волонтерских групп, у которых могут со временем накапливаться общие вопросы. Их волонтеры обсуждают между собой и с более опытными коллегами или психологами.

  • Индивидуальные консультации. У каждого волонтера есть возможность обратиться за индивидуальной консультацией к психологам фонда по вопросам волонтерства. Такие консультации случаются нечасто, но мы, психологи фонда, всегда к ним готовы. Большую поддержку оказывают волонтерам больничные координаторы. Кроме того, сейчас у всех новых волонтеров есть кураторы-помощники из более опытных волонтеров, к которым всегда можно обратиться за советом и помощью.

В фонде ведется большая работа по обучению и поддержке волонтеров, как психологами, так и другими сотрудниками, различными приглашенными специалистами. Поддерживается обмен опытом и между волонтерскими группами. Так, например, волонтерский отдел «Подари жизнь» организуют семинары и творческие мастер-классы, игротеки, тематические встречи, плейбэк-театр и очень много других активностей.

День красоты. Для мам и не только
День красоты. Для мам и не только

Какие вопросы чаще возникают у начинающих волонтеров?

Прежде всего, как общаться с детьми в больницах. «Они же обычные дети, которые просто попали в сложную ситуацию?» Нужно ли это как-то учитывать, ведь ребята проходят тяжелое лечение, у них может меняться настроение, состояние из-за лекарств.

«Что мы должны знать про это, что мы должны учесть?»

Как правило, несмотря на то, что дети в отделениях могут выглядеть не совсем привычно, волонтеры общаются с ними совершенно обычно, иногда даже забывая о том, что все это происходит в больнице. Вопросы возникают, когда, например, предстоит общение с девочкой, которой перед «химией» постригли волосы: «Нужно ли мне убрать свои, чтобы не задеть и не расстроить ребенка?» Или когда намечается мастер-класс про еду, а детям ничего нельзя есть — строгая диета. «Можем ли мы говорить с ними про продукты или лучше пока не стоит?» Разбираться в этих ситуациях мы стараемся все вместе, опираясь на опыт более опытных волонтеров. Обсуждаем, сталкивались ли они с чем-то похожим и как тогда поступали, какие у них впечатления. То есть — анализируем опыт и обобщаем его.

Например в том, что касается еды. Всегда ведь можно о ней помечтать, правда?

Подумать о том, какие есть на свете прекрасные блюда, составить меню заранее, что можно будет съесть, когда врач разрешит. Наше воображение — хороший поддерживающий ресурс. Мы знаем, что многие ребята с удовольствием смотрят кулинарные передачи на ТВ. Значит, им это нравится? В проекте «Кругосветка» волонтеры рассказывают ребятам про разные страны, в которых, например, побывали сами. И дети с радостью слушают и смотрят фотографии, хотя сейчас точно не могут поехать в путешествие или даже выйти из отделения. Но интерес к миру не пропадает. Всегда любопытно узнать, как в других странах живут люди, какая там природа, погода, животные. И помечтать о путешествии.

Фотоволонтеры на фотомарафоне
Фотоволонтеры на фотомарафоне

Стать другом?

Еще один большой и важный вопрос: где проходят границы в общении с родителям и ребенком? Известно, что многие взрослые готовы поделиться с волонтером тем, о чем, может быть, не рассказали бы и своим близким. Хотя бы потому, что близкие далеко.

Часто волонтеры спрашивают, как им быть в такой ситуации. Когда ребенок рассказывает про болезнь и про лечение. Или родитель делится чем-то личным, про то, что чувствует и думает по поводу болезни ребенка, рассказывает семейную ситуацию.

Очевидно, что роль волонтера особенная, но какая она? Мы много думаем об этом и в фонде, и на семинарах.

Волонтер — это друг? Кажется, что это определение подходит больше всего, ведь друг — это тот, кто помогает в трудную минуту.

Поэтому многие семьи помнят волонтеров, хотят общаться и после того, как закончится лечение. Но друзей обычно выбирают обе стороны, поэтому ответственность и поддержка здесь тоже двусторонняя. Важно, чтобы волонтеры чувствовали себя в праве и умели устанавливать ту дистанцию, которая безопасна, понятна и предсказуема как для них, так и для семей. Мы рекомендуем ответственно подходить к выбору того, где пролегают границы в общении, которые так или иначе проговариваются и устанавливаются во всех отношениях и которые должны быть комфортны для всех участников.

Кроме того, волонтерам важно подумать и о том, насколько они сами готовы быть открытыми по отношению к семье. По правилам, они должны оберегать границы личной жизни семьи, не переходить их. Но они имеют право оберегать и границы своей личной жизни. Ведь когда мы общаемся с людьми, мы не каждому готовы говорить о себе все. Волонтер должен понимать, какая степень открытости для него комфортна.

На встречах мы всегда рекомендуем нашим волонтерам подумать об этом на будущее. Потому что волонтерство — это не только большое сердце, но и разумность, осознанность.

Профессия «Геолог»: попробовать на себе
Профессия «Геолог»: попробовать на себе

Что отличает начинающего волонтера от бывалого?

И есть ли вообще такие отличия? На наш взгляд, индивидуальные различия между людьми, которые приходят к нам, всегда намного сильнее и ярче. И в этом заключается самое большое счастье для наших подопечных: здорово, что они могут познакомиться с такими разными людьми! К счастью, в волонтерстве нет трафарета идеального волонтера, в который всем надо вписаться. Кому-то из детей хочется больше общаться с молодым немногословным человеком, который хорошо разбирается в компьютерных программах, кому-то надо побегать с девчонками, пошутить, похулиганить и потанцевать, а кому-то — поговорить о серьезном с более взрослыми людьми. В обычной жизни у нас большой выбор, с кем мы хотели бы общаться, а в больницах у детей такой выбор появляется только потому, что приходят волонтеры.

Мы замечаем, что с появлением опыта, многие становятся более гибкими и снисходительными к оценке себя как волонтера. В чем трудность волонтерской деятельности? Ее очень трудно оценить. Когда мы учимся, нам ставят отметки, и мы примерно понимаем, хорошо мы усвоили предмет или нет, научились или нет. Когда мы начинаем работать, у нас тоже появляется система координат, по которой мы можем оценить свою работу.

Понять: «хорошо ли я поволонтерил сегодня или нет» — очень сложно.

Как понять, что все получилось? Если после ухода все остались очень радостными и веселыми? Или если сказали: «Спасибо, здорово, что ты пришел»? А если эти слова не прозвучали? Более опытные волонтеры лучше справляются с неопределенностью, которая всегда есть в волонтерской деятельности. Понимают, что волонтерство может быть очень разным. Семьи действительно находятся в сложной ситуации, не у всех и не всегда есть силы играть, в чем-то активно принимать участие, а тем более благодарить. Иногда они хотят просто посидеть и поговорить, послушать интересный рассказ. Все-таки самым важным для людей, которые попали в трудную ситуацию, остается то, что их поддержали, побыли рядом, дали почувствовать, что о них заботятся, к ним внимательны и неравнодушны. Это очень и очень много значит.

Проект фонда «Психологическая помощь»
Когда врач произносит диагноз «рак», и родители, и ребенок переживают сильнейшее эмоциональное потрясение. Большинству пациентов, родителей, волонтеров и даже персоналу клиник бывает нужна помощь психолога. Мы убеждены, что работа психолога в онкологических отделениях детской больницы очень важна.