Помогать и не выгорать

Как не сгореть на работе

Что такое эмоциональное выгорание? Кто обычно «горит» на работе? Можно ли этого избежать? И что может сделать руководство компании, чтобы сотрудники не выгорали? Рассказывают психологи фонда Наталья Клипинина и Алина Хаин.

Как правило, эмоционально «горят» специалисты помогающих профессий: учителя, врачи, медсестры, психологи, спасатели, сотрудники благотворительных фондов, волонтеры... Все те, чья работа связана с людьми, которые находятся в кризисной ситуации, чья жизнь сопряжена с переживанием тяжелых эмоций из-за болезни ребенка, сложностей в семье, конфликтов, потерь или горя.

Эмоциональное выгорание — это психофизиологическая защитная реакция организма, которому хочется выключиться из сложившейся ситуации, перестать на нее реагировать, отстраниться и сохранить себя.

Как понять, что все зашло слишком далеко?

  • Утрачивается способность реагировать на рабочие ситуации, теряется интерес к деятельности, ощущение перспектив, снижается мотивация работать, появляется скука, заторможенность;
  • Возникают сильные и неожиданные эмоциональные реакции: вспышки гнева, повышенная склонность к конфликтам. В некоторых случаях — циничное отношение к работе, обесценивание результатов труда;
  • Появляются и телесные симптомы неблагополучия: нарушения сна и аппетита, головные боли, хроническая усталость (отдых не помогает), сердечно-сосудистые проблемы, непонятные боли, дискомфорт, обострение хронических заболеваний.

Чего хочет организм?

Он хочет защититься от сильных эмоциональных реакций, потому что не может все время находиться в поле тяжелых переживаний. Обычно кризису предшествует период «сверхмотивации», чрезмерно интенсивного включения в работу, без оглядки на себя и свои ресурсы. Если говорить совсем просто — организм эмоционально «перегревается» и «вырубаются пробки»: он больше не может так работать, ему все становится неинтересно и ничего не хочется. Если мы не уделим этому внимание и будем пытаться работать дальше, нежелание что-либо делать распространится с профессиональной области на все остальные стороны жизни и может закончиться тяжелым депрессивным расстройством.

Что же делать? Уехать в отпуск?

Если человек столкнулся с эмоциональным выгоранием впервые, две недели отдыха могут помочь, восстановить до прежнего уровня мотивацию, активность, готовность работать в том же стиле. Но все это продлится до первой сложной эмоциональной ситуации: потом пробки выбьет снова и восстанавливаться будет все труднее и труднее... Чтобы избежать эмоционального выгорания, нужно изменить некоторые личностные установки и профессиональный подход к тому, с чем или кем мы работаем.

Найти баланс

Перед каждым специалистом помогающих профессий стоит важная задача: найти баланс между включением в судьбы своих подопечных и отстраненностью от происходящего с ними. Или некоторая возможность баланса: чередование периодов приближения и отдаления. Невозможно совсем не сталкиваться со сложными эмоциями в областях, где профессионально задействованы наши личностные и эмоциональные способности, эмпатия и сопереживание. Умение быть услышанным и понятым в своем горе, возможность разделить с кем-то свои тяжелые эмоции — именно это помогает людям выживать в сложных и кризисных ситуациях.

Но как сделать так, чтобы для профессионала это было нормальной рабочей ситуацией, не выводящей из равновесия?

  • Первое, о чем нужно позаботиться, это физиологические нужды организма: сон, отдых и питание.
  • Кроме того, необходимо найти способ регулярно избавляться от накапливающегося эмоционального напряжения. Спорт, физическая активность, практики релаксации и медитации. Возможно, борьба, которая отлично помогает разрядиться.
  • Регулярно пополнять источники сил и энергии: не забывать о хобби, увлечениях, новых впечатлениях, расширении кругозора и взглядов. Не забывать о личной, семейной жизни, заботиться о себе и благополучии своих близких.
  • Регулярно повышать свой профессионализм, совершенствовать свои навыки и умения, обмениваться опытом, учиться самому и обучать других.
  • Экономить топливо и распределять силы. Ставьте перед собой реалистичные задачи. Время от времени полезно задавать себе вопросы, насколько вы включаетесь в работу, насколько себя расходуете и почему. Чрезмерная амбициозность, героизм и альтруизм, особое включение в сверхзначимые для вас ситуации могут стать источником сильного разочарования и травматизации.
  • Распределять силы. Мы часто направляем все силы на работу, но если вы специалист помогающей профессии, то профилактика эмоционального выгорания — тоже часть вашей работы.
  • Не забывать о бонусах сложной работы. Говоря об эмоциональном выгорании как артефакте помогающих профессий, нельзя не напоминать себе и другим и о безусловных плюсах такой работы. Ведь именно в них профессионалам дано пережить максимальное удовлетворение и осмысленность от собственной деятельности, встретить среди коллег настоящих единомышленников с общими взглядами и наивысшими ценностями. Кроме того, помогающие профессии часто способствуют своеобразной вакцинации специалистов: они лучше справляются со сложными жизненными ситуациями, эффективнее преодолевают общечеловеческие страхи и передают эти знания ближайшему окружению.
Профессиональный цинизм: можно ли назвать его хорошей стратегией против эмоционального выгорания? Отнюдь. Предельно закрытые так же горят, как и предельно открытые.

«Если бы я был боссом»

Если вы начальник, который заботится о сотрудниках и заинтересован, чтобы они работали максимально эффективно и минимально сталкивались с эмоциональным выгоранием, важно подумать о следующем:

  • Организация работы. Избегайте неструктурированной деятельности, где нет четкого распределения полномочий, функций, не определены рабочие отношения между сотрудниками, непонятная или несправедливая оценка или оплата труда. Часто случается, что сотрудники, чтобы заслужить признание, чрезмерно включаются в работу: всем важно быть признанными, оцененными, и каждый добивается этого своим путем. Как правило, повышение зарплаты, признание ценности каждого сотрудника, грамотная мотивация труда улучшают ситуацию. А вот высокая ответственность и жесткий контроль, негибкость провоцируют выгорание.
  • Содержание работы. Слишком интенсивная и глубокая коммуникация, принятие разных тяжелых морально-этических решений, конечно же, будут сильно истощать ресурсы сотрудников. Чтобы этого не происходило, иногда стоит менять ротацию специалистов, менять нагрузку, задействовать коллективный способ принятия решения и урегулирования конфликтов. В таком случае происходит и распределение эмоциональной нагрузки, и ответственности специалистов, а также повышается эффективность работы.
  • Забота о коллективе. Важно, чтобы он был сплочен, а не изолирован. Специалисты, которые работают в помогающих профессиях, должны общаться друг с другом, чтобы иметь возможность поддерживать друг друга, получать ободрение. В организациях, где оцениваются только специалисты с особыми достижениями и результатами, часто возникает ощущение несправедливости и малоценности, что ведет к выгоранию.
  • Режим работы. Вам, как начальнику, важно следить за тем, чтобы люди не перерабатывали и достаточно отдыхали, чтобы у сотрудников был регулярный профессиональный рост, чтобы они овладевали навыками, которые их профессионально повышали, делали более компетентными.
  • Психологическая поддержка. Речь идет о так называемых балинтовских группах или семинарах, когда в особых безопасных условиях сотрудники могут обсудить непростые эмоциональные аспекты собственной работы, увидеть ситуацию с разных сторон, поделиться разными ассоциациями, взглядами и идеями. Они дают ощущение общности проблем и легализуют естественные эмоции специалистов, люди обогащаются стратегиями преодоления сложностей, получают поддержку. Кроме того, балинтовские группы действуют и профилактически на те ситуации, в которые сам человек не попадал: он предварительно знакомится с той или иной ситуацией, и у него уже есть некий опыт и представления о том, как действовать, если вдруг это случится.

Смотрите предыдущие статьи психологов в рубрике «Психология: о смыслах и чувствах»: «Как мы воспринимаем болезнь и почему?»; Почему ребенок не дает себя лечить?; Чем волонтерство полезно для волонтера?; Как сказать ребенку о том, чем он болеет; Подростки в больнице: еще не взрослые, но уже не дети; А волосы потом вырастут?; Как поддержать семью, в которой болеет ребенок?, Дети мечтают о празднике даже в больнице, Почему реанимация должна быть открыта (для всех)?, Волонтерство с пользой и без ущерба, Как нас меняет благотворительность, Братья и сестры заболевшего ребенка: их жизнь тоже меняется.

Проект фонда «Психологическая помощь»
Когда врач произносит диагноз «рак», и родители, и ребенок переживают сильнейшее эмоциональное потрясение. Большинству пациентов, родителей, волонтеров и даже персоналу клиник бывает нужна помощь психолога. Мы убеждены, что работа психолога в онкологических отделениях детской больницы очень важна.
Подписаться на рассылку

Подписаться на рассылку

Мы рады приветствовать вас на сайте фонда «Подари жизнь».
Если вы хотите получать информацию о фонде и его подопечных, оставьте, пожалуйста, свой адрес электронной почты.

не показывать мне это окно

Хотите присоединиться к нам в соцсетях?
Да, хочу!Нет, спасибо.