Игра — бездонный ресурс для ребенка

Девочка и дракон

«Тебе неприятно, больно, страшно, но ты должен терпеть, быть послушным и правильным». Жизнь ребенка в больнице устроена слишком строго. Установить свои правила, выразить эмоции, отрепетировать процедуру, которая вызывает страх, пациенту поможет игра. И не только в этом. Чем еще полезны игры, объясняют психологи фонда Алина Хаин и Наталья Клипинина.

Так получилось, что мы, взрослые, часто считаем игру чем-то несерьезным. Есть даже такая поговорка: делу время, потехе час. То есть сначала нужно сделать дела, а уж потом играть. И, к сожалению, с годами места для игры в жизни ребенка, даже совсем маленького, остается все меньше. Современным родителям нередко кажется, что в первую очередь им надо позаботиться об образовании детей. И даже с дошкольниками взрослые теперь много занимаются, ходят на развивающие занятия. Игра — дома с игрушками или во дворе с ровесниками — стала постепенно превращаться в нечто необязательное и даже исключительное.

Игра занимает в развитии детей очень важное место

  • Игра — это детская работа. В психологии есть понятие «ведущая деятельность». В каждом возрасте у детей есть вид деятельности, который является основным, в ходе которого ребенок получает максимум для своего развития. В дошкольном возрасте это игра. И не потому, что ребенок просто еще не пошел в школу. Игра это то, через что он взрослеет, то, что стимулирует и облегчает этот процесс.
  • Игра многогранна, спрятанные в ней возможности как сокровища — можно искать бесконечно! Если ребенок играет, значит, ему комфортно и безопасно. Невозможно играть, если чувствуешь себя напряженным, зажатым. Игра — это проявление спонтанности и творчества, чтобы играть, нужно быть готовым к эксперименту, если хотите — чувствовать себя живым.
  • При этом в любой игре заданы рамки, у каждой игры есть правила, и это то, чему ребенок учится, играя. Да, он творческий, активный, но наилучшего результата он достигнет тогда, когда будет соблюдать правила. Особенно, если он играет не один. Кстати, не только в настольных или спортивных играх есть правила. В играх в магазин или больницу сразу задается сюжет, участники распределяют роли, договариваются о том, что делать, если кто-то будет играть нечестно.
Играя, ребенок изучает, что же это такое — правила, учится творчески обходиться с ними — устанавливать, убеждать других их принять, сам принимает то, что установили другие, меняет, нарушает и наблюдает за реакцией. И все это происходит в безопасной обстановке: как говорится, «никто из участвующих в игре в результате не пострадал».
  • Игра невозможна без коммуникации. Играя, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Даже когда он играет один, он общается с игрушками, у него есть воображаемые друзья, вы можете услышать, что он говорит сам с собой, разыгрывает разные роли, проигрывает ситуации, учится вести диалог. Присмотритесь к тому, как играют дети, игра может многое показать и рассказать заинтересованным родителям.

Разобраться с эмоциями

Известно, что игра помогает выразить эмоции. Нередко, сталкиваясь с тем, на что невозможно повлиять, дети чувствуют себя беспомощными. Например, их кто-то обидел, что-то странное произошло в их семье или жизни. Или ребенок заболел и находится в больнице: ему нужно проходить неприятные процедуры, давать себя осматривать чужим людям. В этой ситуации игра может быть очень целительна для детей, потому что позволяет им прожить, поменять и развернуть неприятную ситуацию в самых разных направлениях. В Центре детской гематологии Димы Рогачева психологи часто играют с детьми в разные медицинские игры: лечат игрушки или друг друга. Советуют родителям покупать малышам игрушечные медицинские наборы, просим медсестер, чтобы они оставляли все, что можно: пусть дети играют и в это! Игра — важный инструмент в работе с детьми в больнице, это один из принципов, на которых основан подход Child Life.

Подготовиться к грядущим переменам

Игру можно использовать не только для того, чтобы допроживать уже произошедшее, но и в качестве тренировки, подготовки к будущему сложному опыту, тому, что еще только предстоит. Переезд, расставание с родителями (ребенок уезжает на лето к бабушке, или папа/мама уезжают в командировку), дети собираются идти в детский сад или школу. Проиграйте эти события, откликнетесь, если ребенок сам спонтанно предложит вам эту игру. Меняйтесь ролями, пусть у ребенка будет возможность выразить все то, что он чувствует, ожидая эти события. Исследуйте вместе и подскажите ему в игре, что поможет ему справиться с ситуацией. В больнице мы часто предлагаем родителям играть с детьми в медицинские процедуры, которые им только предстоят. Например, если ребенок опасается маски, а ему предстоит наркоз, мы помещаем эту маску на игрушки, на маму, на себя. Или ребенок сам кладет ее себе на лицо.

Игра — это не только хороший метод разрядки, но и та область свободы, которой порой нам так не хватает! Она раздвигает рамки, позволяя сделать то, что по разным причинам недопустимо в обычной жизни. Это безопасный способ выразить те чувства, которые называются негативными, считаются нежелательными. В игре возможно более спокойно и мирно выразить агрессию, неприятие чего-либо, снять напряжение и выплеснуть то, что накопилось, разжать пружину. Особенно хорошо тут подойдут подвижные, спортивные игры. Недаром Олимпийские игры стали в свое время заменой военным состязаниям: дух соперничества остался, но нет необходимости делать друг другу больно. Можно достигать и гордиться своими успехами мирно и на радость всем!

Выплеснуть агрессию

В больнице у детей всегда скапливается много напряжения. И это естественно: приходится делать то, что не хочется, испытывать много неприятных ощущений, соблюдать очень много правил. Тебе больно, страшно, неприятно, но ты должен быть очень правильным, ты должен слушаться и выполнять требования. Деваться некуда, но можно выразить себя в игре. Раскрасить раскраску поперек линий, неправильными цветами, сделать листья не зелеными, а небо не голубым. Нарисовать что-то некрасивое, порвать бумагу в мелкие клочки, а потом, возможно, собрать из кусочков красивый коллаж. Но даже если коллаж не соберется, в разрывании есть много смысла и удовольствия для ребенка, потому что позволяет ему выплеснуть напряжение. Можно стать врачом или медсестрой/медбратом и сделать медицинские назначения своей маме, а потом отругать ее за то, что она плохо полощет рот.

Как еще игра может помочь ребенку?

  • Если ребенок уже очень устал или сильно напряжен, действуйте на опережение: предложите ему заранее что-то, что может помочь в сложной ситуации. Имейте под рукой игрушки-антистресс, которые можно сжимать, тянуть и делать с ними все, что угодно.
  • В больнице мы предлагаем детям и родителям много игр, связанных с дыханием — надувать воображаемый шарик, задувать воображаемые свечи, выдувать мыльные пузыри. Дыхание — простой пусть к хорошему психологическому состоянию.
  • Хорошо, если время от времени в безопасной обстановке у детей будет возможность что-то покидать, пошуметь или покричать. В больших городах ребят обычно просят вести себя тихо, не шуметь, не топать, но сейчас лето — и это большое счастье для всех. Границы раздвигаются, появляется больше свободы, можно кричать, бегать, забыть про многие ограничения, связанные с уроками, школой или детским садом.
  • Игра — это бездонный ресурс удовольствия для детей. Пусть в жизни ребенка и в жизни всей семьи будет больше места для удовольствия от совместной игры!

А если ребенок перестал играть?

Если ребенок перестал играть так, как раньше, или не играет в то, что ему нравилось, — это повод обратить внимание. Другой тревожный симптом: ребенок все время играет в одну и ту же игру, и даже не увлечен ей, не получает от нее удовольствие. Попробуйте предложить ему разные игры, поиграйте вместе и в игре почувствуйте, в каком состоянии ребенок, в чем он нуждается: помните о том, что иногда эти желания (или нежелания) могут озвучит не сами дети, а, например, их плюшевые друзья. Если вам непонятно поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу.

Смотрите предыдущие статьи психологов в рубрике «Психология: о смыслах и чувствах»:
«Как мы воспринимаем болезнь и почему?»;
Почему ребенок не дает себя лечить?;
Чем волонтерство полезно для волонтера?;
Как сказать ребенку о том, чем он болеет;
Подростки в больнице: еще не взрослые, но уже не дети;
А волосы потом вырастут?;
Как поддержать семью, в которой болеет ребенок?,
Дети мечтают о празднике даже в больнице,
Почему реанимация должна быть открыта (для всех)?,
Волонтерство с пользой и без ущерба,
Как нас меняет благотворительность,
Братья и сестры заболевшего ребенка: их жизнь тоже меняется,
Помогать и не выгорать,
Как болезнь делает нас сильнее?
Как и кому говорить о болезни ребенка?, Три мультика, которые помогут поговорить о главном.

Проект фонда «Психологическая помощь»
Когда врач произносит диагноз «рак», и родители, и ребенок переживают сильнейшее эмоциональное потрясение. Большинству пациентов, родителей, волонтеров и даже персоналу клиник бывает нужна помощь психолога. Мы убеждены, что работа психолога в онкологических отделениях детской больницы очень важна.