Отчетность для НКО

Приказ №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», который вышел в августе 2018 года, предписывает НКО отчитываться не только об иностранных источниках финансирования, но и о том, есть ли такие источники у российских юридических лиц, которые делают пожертвования в пользу благотворительных фондов. Таким образом, на благотворительные организации возложена обязанность знать источники денежных средств и иного имущества организации-благотворителя, что просто неосуществимо.

Жертвователь может предоставить недостоверную информацию об иностранном финансировании: законодательство не устанавливает никакой ответственности для компаний за такой шаг, а благотворительные фонды, напротив, могут быть оштрафованы, если не укажут эти сведения в своей отчетности.

Вместе с другими фондами GR-специалисты «Подари жизнь» работаем над тем, чтобы Минюст упростил систему отчетности для НКО.

2019

В декабре 2018 года Президентом Российской Федерации и в феврале 2019 года Правительством Российской Федерации были даны поручения обеспечить совершенствование системы отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций. Во исполнение данных поручений Минюстом России был принят приказ, который на год перенес обязанность НКО предоставлять информацию о денежных средствах и ином имуществе, пожертвованных российскими юридическими лицами, получившими их от иностранных источников.

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает законопроект, направленный на упрощение системы отчетности.

2018

В ноябре 2018 года Фондом «Подари жизнь» вместе с другими благотворительными организациями была поднята проблема отчетности по новому приказу Минюста России от 16.08.2018 №170, который установил обязанность некоммерческих организаций (НКО) предоставлять отчетность о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от российских юридических лиц, которые, в свою очередь, получили их от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц. При этом за 2018 год НКО должны были сдать отчетность уже по новым формам.

Таким образом, на благотворительные организации возложена обязанность знать источники денежных средств и иного имущества организации-благотворителя, что на практике представляется неосуществимым требованием.

Во-первых, обязанность юридических лиц раскрывать информацию о контрагентах благотворительным и иным некоммерческим организациям нигде не установлена, тем более, что такая информация может относиться к коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Во-вторых, даже при уведомлении организацией-благотворителем НКО об отсутствии иностранного финансирования, нет гарантий, что информация является достоверной. Неверное заполнение форм отчетности, в свою очередь, влечет риск привлечения НКО к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП в виде предупреждения или наложения административного штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В итоге, единственным способом избежать привлечения к ответственности для законопослушных НКО стало бы ограничение принятия пожертвований от юридических лиц, что, в свою очередь, повлекло бы снижение объемов оказываемой благотворительной помощи.