Хочется быть настоящей

Лиза Байкова, выпускной в художественной школе

Удивительная история про болезнь, о которой Лиза совсем не хочет вспоминать, про ее последствия («Мама вела меня за руку в школу, а я плакала, потому что понимала, что не могу общаться ни с кем, кроме своей семьи»), школу моделей, курсы при Щепкинском театральном училище, 26 прослушиваний и поступление в мастерскую Олега Буданкова. Рассказывает Лиза Байкова.

Лиза на выпускном
Лиза на выпускном

Жить по максимуму

Это была неходжкинская лимфома, и вспоминать о ней мне совсем не хочется. После болезни мне хотелось как можно больше всего сделать. Было желание бежать, бежать, бежать и не только у меня, но и у моих родителей. Нам всем хотелось как можно больше страниц перевернуть, каждый день и каждую возможность использовать по максимуму. Я закончила лечение меньше чем четыре года назад, а кажется, как будто с тех пор прошла целая жизнь.

Нельзя сказать, что болезнь научила меня стойкости. Но я часто думаю о том, что трудности, которые мне выпадают, ерунда по сравнению с болезнью. С ними надо просто быстренько разобраться и все. Получается, что я смотрю на сложности немного свысока, есть такое, да.

Стать более легкой

После болезни я ощущала себя не по возрасту, старше себя и своих одноклассников. Я и сейчас умею заморачиваться, хочу быть ответственной, соответствовать тому, что для себя придумала. Но после болезни все было гораздо круче: у меня были большие проблемы с коммуникацией. Поэтому то, что я поступила в театральный институт, многим, кто меня помнит и знает, представить нереально. Но сейчас мне не хочется быть старше! Наоборот, хочется быть настоящей 18-летней, чуть более легкой, легкомысленной и получать удовольствие от каждого дня.

Лиза в школе моделей
Лиза в школе моделей

26 прослушиваний, 17 неуспешных

Четыре года назад я боялась общаться, а в этом году прошла 26 прослушиваний. Маятник как будто просто качнулся в другую сторону, но это не так. Во многом это было преодоление, и я сама выбрала этот путь, мне хотелось победить. Каждый раз я заставляла себя идти, говорить, работать. Надо понимать, что большая часть этих прослушиваний была неудачной, мне говорили «нет», я разворачивалась и шла в следующий вуз. А десять раз подряд «нет»? Это было очень сложно.

Что такое прослушивание в театральном? Как правило, поступающие проходят три тура. Каждый раз надо показывать программу, которую подготовил. Обычно это 4-5 стихотворений, 4 отрывка из прозы, 4 басни, пара песен и танец. Затем проходит коллоквиум, где проверяют интеллектуальный уровень, потом конкурс. На прослушиваниях могут задать ситуацию, в которой надо, например, читая стих, перейти воображаемое болото. Не понравиться и вылететь можно с каждого этапа.

С каждым туром становится все сложнее. Когда получаешь отказ после первого тура, а рядом плачет кто-то, кто вылетел с третьего, думаешь: «Вот бы мне дойти до третьего, вот я был бы счастлив». Но потом понимаешь, что с каждым разом слететь все страшнее.

И просто красавица!
И просто красавица!

Будет трудно! Но я все равно этого хочу

Когда я думаю о том, что поступление состоялось, наступает момент истинного счастья. Почему? С одной стороны, у меня всегда была жизнь: с проблемами, школой, еще чем-то. С другой, была мечта — актерская профессия. Или другие мечты. Но они все равно были отдельно. А сейчас я понимаю, что совместила свою мечту с реальностью. И это невероятно: нет больше двух раздельных миров, а есть счастье и эйфория. А еще полное непонимание, как это произошло, потому что с самого начала мне было вообще-то в другую сторону. В какую? Нуу... рисование, я ведь закончила художественную школу. Родители сначала не очень меня поддерживали с театральным, они переживали (и до сих пор переживают), что я не справлюсь физически и эмоционально. Я — человек, которого всегда и со всех сторон опекали. Было бы логично, если бы я выбрала тихую работу в издательстве, художником. Что-то маленькое, что позволяет жить в своем гнездышке. А тут совсем другой уровень и жизни, и работы. Мне это стало понятно, когда я занималась на курсах при Щепкинском училище. Там уже было тяжело, но я понимала, что все равно этого хочу.

Человек и лошадь
Человек и лошадь

Измениться, чтобы жить

Кстати, я хорошо помню, с чего началось мое выздоровление после выздоровления, мой «прорыв в коммуникации». Это случилось на реабилитационной программе фонда «Семейные выходные». А потом я побывала на программе «Человек и лошадь». Храню о ней потрясающие и очень яркие воспоминания. У меня была самая несговорчивая лошадь. Мне захотелось работать именно с ней, потому что она была совсем как я, такая же отстраненная от всех, нелюдимая... Нам удалось подружиться, благодаря ей я стала сильнее и свободнее. Год назад я была и на Играх победителей, поехала туда в первую очередь, чтобы повстречать своих друзей, это был карнавал и веселье все три дня соревнований. Реабилитационные мероприятия фонда очень изменили меня, повернули лицом к жизни, помогли раскрепоститься, стали мощным фундаментом, на котором я смогла построить то, о чем мечтала.

Дорогая Лиза, удачи тебе во всем!

Проект фонда «Реабилитация»
Одно из важных направлений работы фонда «Подари жизнь» — психологическая и социальная реабилитация детей, перенесших тяжелые заболевания. Тяжелая болезнь и долгое серьезное лечение меняют ребенка. Болезнь дает не только опыт и мудрость, но и новые страхи, физические ограничения. Адаптироваться к обычной жизни после больничной палаты оказывается трудно. Чтобы помочь ребенку освоиться после болезни и начать жить в полную силу, нужна реабилитация.