Ребенок не хочет учиться

Мы уже говорили о том, что сегодняшняя ситуация, в которой внезапно оказалась половина населения земли, очень похожа на то, как обычно живут подопечные фонда «Подари жизнь». Во время лечения они месяцами находятся в больницах, иногда без возможности выходить из палаты/отделения, гулять, общаться и классно проводить время. Мы уже делились их лайфхаками: что помогает им держаться. Отдельная часть этой истории — учеба: конечно, дети в больницах тоже учатся в новых условиях, в том числе и онлайн. А многие заканчивают в больницах школу и успешно сдают ЕГЭ. У наших ребят точно есть чему поучиться, тем более, что как бы сложно нам всем ни приходилось сейчас, у ситуации домашнего карантина есть выгодные отличия. И ими стоит воспользоваться. Рассказывают психологи фонда Алина Хаин и Наталья Клипинина.

Вся жизнь ушла в онлайн
Вся жизнь ушла в онлайн

Это очень длинный и важный текст, но если у вас нет времени читать, вот краткие тезисы: никто никогда не бывает готов к чрезвычайной ситуации (ни к больнице, ни к самоизоляции); нам тяжело оттого, что мы не знаем, когда это все закончится; дистанционное обучение может помочь детям стать более самостоятельными; родителям не стоит брать на себя все функции школы; у каждого члена семьи должно быть время для себя и для «ничегонеделанья».

Чем самоизоляции похожа на жизнь подопечных фонда?

  • К этому невозможно подготовиться. Ни к больнице, ни к самоизоляции (хотя у каждого из нас была возможность довольно долго наблюдать, как уходят на карантин в других странах). Многие родители в больницах говорят о том, что видели, например, по телевидению, как болеют другие дети, но никто из них не мог поверить, что когда-нибудь это случится с их семьей. Карантин приближался к нам целый месяц, но пока мы не оказались внутри него, нам было трудно примерить эту ситуацию на себя, понять, что на самом деле является для нас важным, а значимость чего мы явно переоценили.

  • Дети часто оказываются в более уязвимом положении. Это вопрос информирования: ребенок может не понимать, с чем связаны резкие перемены в его жизни, почему возникло столько самых разных запретов. Здесь многое зависит от стиля общения, который принят в семье. Когда родители готовы обсуждать с ребенком новости, объяснять то, что непонятно, и помогать делиться чувствами, дети лучше справляются с любыми кризисными ситуациями, будь то лечение в больнице или невозможность выйти из дома в карантин.

  • Неочевидность опасности. В больнице мы часто видим детей, которые еще никак не чувствуют свою болезнь: диагноз был поставлен случайно, когда ребенок сдал анализы перед поступлением в школу или поездкой в лагерь. В этом случае ему гораздо сложнее мириться с тем, что сопровождает его пребывание в больнице. Сейчас на карантин отправлены все, но детям сложно понять, что есть какие-то проблемы, из-за которых нельзя выйти на улицу погулять или пойти к другу, который живет в том же доме. Витающий в воздухе опасный вирус, конечно, не виден и не очевиден.

  • Неопределенность ситуации. Человеку легче справляться с кратковременными трудностями: мы способны кратко мобилизоваться и действовать. Но за фазой мобилизации следует фаза истощения. Это и происходит, когда ситуация длится и длится, а возможности пополнять свои внутренние ресурсы (например, приятными событиями или эмоциями) заметно сузились. Именно так устают дети в больнице. Дополнительная сложность сегодня: ситуация сложилась не просто длительная, она еще и неопределенно длительная.

Когда человек ложится в больницу ровно на 21 день и точно знает, что через 21 день он выпишется, то несмотря на то, что он проведет в больнице почти месяц, ему легче переносить это психологически.

Другое дело, когда говорят — лечиться надо будет долго. Это ужасный ответ на вопрос, который регулярно задают дети в больнице врачам и родителями: «Когда я поеду домой, когда все это закончится и я смогу вернуться к обычной жизни?». Но взрослые не могут ответить и внести определенность. И вот это ощущение угрозы и неопределенность — два очень серьезных вызова, с которыми мы все столкнулись. Но даже если мы не знаем дату окончания, надо понимать, что она обязательно есть, и то, что сейчас происходит, это не навсегда!

Чем самоизоляция отличается от того, с чем приходится сталкиваться детям в больнице?

Различия, которые есть в нынешней ситуации, это ресурс, который мы, возможно, не замечаем, но на который можно опереться и который важно оценить. Если ребята в больнице, при всех трудностях с которыми они сталкиваются, продолжают учебу — то мы уж точно справимся!

  • Ребенок находится дома. В привычной для себя среде, со своими собственными вещами, в своем мире и пространстве.
  • Ему не пришлось расстаться с семьей. Дети уезжают в больницу с мамой/папой/бабушкой и оставляют дома часть семьи. Сейчас семьи тоже разделились, нельзя съездить к бабушке-дедушке, вместе провести выходные, но эти изменения не такие глобальные (и трагические).
  • У ребенка нет особых ограничений. Он может есть еду, которую любит, и получать многие другие привычные удовольствия. В ситуации преодоления трудностей это уже не мало.
  • Ребенок физически здоров. У него ничего не болит, нет неприятных ощущений, связанных с лечением. Он сам чувствует себя хорошо, хотя мир вокруг очень сильно изменился.

Самое интересное: что со всем этим можно сделать?

С самого начала мы решили посвятить этот разговор учебе (точнее, нежеланию ребенка учиться) и вот, наконец, можем перейти к этой очень чувствительной сегодня теме. Хотя, возможно, какие-то сложности вы уже преодолели, все-таки самоизоляция длится уже месяц. Итак:

  • Приспособьте привычное пространство квартиры под вашу новую жизнь. Для этого посмотрите вокруг себя заново, новыми глазами. У каждой семьи есть ритм, под который мы приспосабливаем дом (даже не осознавая этого). Сейчас жизнь изменилась, и задачи, которые перед нами стоят, изменились тоже. Наверняка есть вещи, которые точно не нужны сейчас в ежедневном режиме. Их стоит убрать и освободить место для того, что наоборот стало востребовано.
  • Место учебы тоже может стать другим, учитывая, что ребенок учится дистанционно. Дети любят обустраивать местечки, и этим стоит воспользоваться. Если ребенок сейчас сидит перед планшетом или компьютером, предложите ему организовать стену за спиной так, чтобы фон, на котором его видят одноклассники, был оригинальным и его можно было менять: вешать что-то новое, а потом спрашивать у друзей, заметили ли они изменения.
    Место учебы должно быть комфортно: одно дело, делать там только уроки после школы, другое, когда оно становится публичным выходом в эфир. Если ребенок проводит время на даче, которая раньше вообще не была приспособлена к учебе (ее использовали в основном во время каникул), важно подумать о том, чтобы и там появилось приятное и комфортное пространство для учебы.

Отнеситесь с пониманием, если ребенок сам выбирает место, где ему учиться. Возможно, в какой-то момент ему будет комфортно завалиться с планшетом в кресло (некоторые уроки проходят в режиме лекций, не надо открывать учебники или писать в тетради). Конечно, ребенок может сам выбирать место или перемещаться, иногда учиться в кресле, иногда за столом. В этом преимущество дистанционного обучения.

  • Дистанционное обучение — формат, который предполагает бОльшую свободу. И бОльшую передачу ответственности от школы, от учителя к ребенку и его родителям. Важно: родители, не берите все на себя, не пытайтесь заменить собой школу и учителей! Сохраняя поддержку, которая необходима ребенку, старайтесь передавать больше ответственности в его руки. Конечно, все дети разные. И уровень организованности, который ребенку необходим, чтобы сосредоточиться на занятии, тоже разный. Смотрите, наблюдайте, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он оставался продуктивным. Если вы видите, что ребенок справляется, тогда вы можете не так жестко контролировать, во что он одет, как и когда он занимается, где сидит — пусть он выбирает это сам.

Есть дети, которые лежат на диване и так же внимательно слушают учителя, а есть дети, которым это еще не под силу, им сложно не улетать в свои мысли и фантазии.

Есть ли критерий, который позволяет понять, что учеба не пущена на самотек?

Сейчас важно подумать и, возможно, переформулировать задачи, которые стоят перед вами и ребенком. Может быть, стоит обсудить это с детьми, и всем станет немного легче. Потому что перенести все ожидания, которые были в прошлой жизни, в новые условия, полностью воспроизвести все то, что было, когда ребенок ходил в школу, это значит игнорировать реальность. В этом чувствуется тревога и желание родителей всеми силами сохранить старый мир в новых условиях.

Важно понять и принять, что мир изменился, условия совсем другие и ожидания, связанные с обучением, тоже другие. Если задачи, которые вы ставите внутри семьи решаются, это и есть критерий, что у вас все в порядке.

Но сначала их надо сформулировать.

Если, например, вы ставите задачу — «хочу, чтобы у моего ребенка были пятерки по всем предметам» или «хочу, чтобы его оценки остались на том же уровне и не съехали», это очень формальный критерий. Наверное, если ребенок не учится в выпускном классе, все-таки стоит подумать: так ли важно сейчас сохранить балл. Или вы можете поставить другие задачи? Например, чтобы ребенок стал более самостоятельным. Чтобы, пока нет кружков или секций и освободилось время, попробовать что-то новое, к чему-то присмотреться, открыть в себе новые интересы и таланты. Может быть, это время понадобится, чтобы стать более творческим. Или послушать звездных преподавателей, видоизменить учебу, раз уж так вышло. Воспользоваться ситуацией, а не пытаться жестко сохранить все, что было, жить по-старому и расстраиваться, что не получается.

С другой стороны, важно не перегружать ребенка (и не перегружаться самим). Помните о том, что сейчас у каждого члена семьи остается меньше личного пространства и времени для себя. Это тоже очень похоже на то, что происходит в больнице: все постоянно друг у друга на виду. Если в обычной жизни ребенок бывает предоставлен сам себе, потому что родители заняты, к примеру, своей работой, в карантине он оказывается под гораздо большим контролем. А если родители в тревоге, они могут постоянно пытаться чем-то его занять. Закончил уроки? Посмотри, послушай, изучай и не сиди без дела. Нередко родители не понимают, как важна детям свобода, в том числе свобода выбирать «ничего не делать». Если они просто смотрят в окно, о чем-то думают, мечтают и занимаются с точки зрения взрослых полной ерундой, поверьте, это время тоже очень важно. Отрицание ребенком новых предложений со стороны родителей может быть как раз способом отстаивать свое личное пространство.

Не забывайте о переменах!

Вы знаете, чего сейчас не хватает детям? Перемен! Из школьного обучения полностью выпала часть, связанная с коммуникацией: понятно, что ученики не могут общаться во время уроков, а переменок в онлайн обучении просто нет! А они должны быть, потому что дети очень скучают по возможности побеситься, покричать, покорчить друг другу рожи, им это очень важно, это позволяет разрядиться и настроиться на следующий урок. Школьники, особенно маленькие, не могут сохранять концентрацию от урока к уроку без перемен. Кроме того, детям трудно долго принимать участие в технических, очищенных от «эмоциональных помех», «неживых» процессах. Поэтому, насколько это возможно, устраивайте «переменки» сами, пусть у детей будет возможность попрыгать, подурачиться, побегать по квартире.

Даже взрослым, которые работают на удаленке, предлагают оставляться включенной так называемую онлайн-кухню, на которую сотрудники в перерывах от работы могут выйти попить чай или покурить.

Что делать, если ребенок совсем не хочет учиться:

  • избегайте давления и насилия, проявляйте гибкость, идите на компромиссы, будьте терпимы к тому, что желание и успешность выполнения заданий будет неровной день ото дня и от недели к неделе, в дистанционной учебе, впрочем, как и в обычной, обязательно будут свои спады и подъемы. Возможно, вашему ребенку вообще нужен небольшой перерыв;
  • постарайтесь понять причину нежелания учиться (усталость, плохое настроение, отсутствие контакта с учителем, трудности понимания материала в новом формате);
  • не забывайте, что ребенок нередко сам не может объяснить, что именно вызывает у него затруднения. Понаблюдайте за ним. Вы можете также завести традицию делиться друг с другом, какое у кого сегодня настроение;
  • сохраняйте и поддерживайте любой познавательный интерес, любознательность и активность ребенка, занятия (не обязательно по школьным предметам), которые развивают;
  • сместите акцент с оценки результатов обучения, на его процесс;
  • обращайте внимание и хвалите ребенка за все, даже самые маленькие успехи каждого дня;
  • попробуйте поучиться чему-то новому вместе, будь то приготовление нового блюда, рукоделие, танцы, спорт или изучение нового для всех языка — самое главное, чтобы это совместное время приносило вам всем удовольствие!