Нетоксичная благотворительность
Часть первая. Поговорили с коллегами, какой не должна быть благотворительность, а главное, какой она может быть: разной, но всегда уважающей достоинство человека, неравнодушной и чуткой.
Вместе с благотворительной организацией «Ночлежка», автономной некоммерческой организацией «Тебе поверят» и благотворительным фондом «Антон тут рядом» разбирались:
чем вредна токсичность в благотворительности;
какая коммуникация неприемлема для благотворительной организации;
какие ошибки случаются на этом пути;
что помогает сделать коммуникацию уважительнее, этичнее.
Собственно, почему родился этот разговор? Потому что вместе с вами и благодаря вам мы стараемся развивать в стране культуру помощи, основанную на профессионализме, осознанности и любви. И часто задаемся вопросом, работает ли это на благо детей, которым помощь нужна срочно и постоянно. Ведь иногда кажется, что на весах бережность или жизнь. Но на самом деле это не так. Нетоксичная благотворительность — это синоним системной помощи. Помощи, которая спланирована, проанализирована, которая «не перестает».
Это возможно благодаря вам. Благодаря диалогу с вами, благодаря вашей открытости и поддержке, верности фонду и нашему общему делу. Впрочем, читайте сами.
Татьяна Снесарь, директор по фандрайзингу фонда «Подари жизнь»
Фото: Юлия Ласкорунская
Это мне по силам — любить
«Время благотворительности с печатью боли ушло. Для нас благотворительность — это всегда что-то с положительным оттенком. Мы не играем на чувствах людей, не пытаемся вызвать негативные эмоции или задеть за живое, а делаем акцент на хорошем. А еще мы делаем упор на то, что для того, чтобы помочь, не нужно сворачивать горы или ущемлять в чем-то себя, — уверена Татьяна Снесарь, директор по фандрайзингу благотворительного фонда “Подари жизнь”. —Мы развиваем системную благотворительность и стараемся уходить от срочных и внезапных просьб и сборов. Объясняем благотворителям, что, да, средства нужны, но ребенок все равно получит свое лекарство, потому что мы планируем расходы, у нас диалог с поставщиками и с вами.
Это мне по силам — любить, помогать, быть рядом
Фото: Юлия Ласкорунская
Мне как человеку, который постоянно на прямой связи с благотворителями, кажется, лучший способ минимизировать риски возникновения токсичности в коммуникации — прислушиваться к обратной связи. Иногда в своей работе мы можем не замечать какие-то очень важные для людей, но неочевидные для нас вещи. Например, у нас был случай: мы отправили благотворителям письмо, но не уточнили в нем, как дела у ребенка, для которого в предыдущем письме просили средства. Мы получили обратную связь и по итогу изменили формат писем — стали после каждой просьбы рассказывать о делах ребят, которым собирали средства до этого».
«Создавая всю нашу коммуникацию, мы всегда держим в уме, что рано или поздно с ней столкнется сам пациент и люди, которые его окружают. Поэтому все, что мы пишем, должно быть написано так, чтобы в любой момент мы могли зачитать это, глядя в глаза пациенту, и не чувствовать, что чем-то его унизили или заставили ощутить свою слабость. Использовать для сбора средств слабые стороны человека, показывать его так, как он не хотел бы выглядеть публично, — для нас это недопустимо, — отмечает Юлия Биленко, руководитель отдела контента благотворительного фонда “Подари жизнь”.
Все должно быть написано так, чтобы в любой момент мы могли зачитать это, глядя в глаза пациенту, и не чувствовать, что чем-то его унизили или заставили ощутить свою слабость.
Юлия Биленко, руководитель отдела контента «Подари жизнь»
У токсичности в благотворительности есть и вторая сторона — токсичность по отношению к благотворителям. Часто в НКО говорят, что благотворитель помогает от полугода до шести лет. И это во многом зависит от того, как мы разговариваем. Чем больше мы давим на эмоции, тем больше погружаем в состояние тревоги, когда нужно действовать прямо сейчас, иначе «все умрут». Но нельзя жить постоянно в состоянии стресса. И это то, что мы в состоянии контролировать мягкостью и этичностью наших формулировок. У «Подари жизнь» есть классная и очень удачная, как мне кажется, кампания «Это мне по силам — любить». И вот мне хочется, чтобы в идеале благотворительность всегда ассоциировалась с таким светлым чувством любви, в котором нет безнадежности и тревоги.
К слову, если мы постоянно предлагаем благотворителю токсичную коммуникацию, это говорит еще и о нашем непрофессионализме. Потому что такая коммуникация в основном направлена на затыкание дыр в срочном порядке. Благотворительный фонд, системно работающий, так делать не должен. Конечно, риски ступить на стезю токсичности всегда остаются. Просто потому, что общество все время меняется, меняются нормы в нем, этические стандарты коммуникации. Я вот, например, автор самого токсичного текста за историю «Подари жизнь». Потому что то, что было допустимым еще 15 лет назад, сейчас может оказаться совершенно неприемлемым. Поэтому важно все время оставаться в контексте — страны, общества, сферы, в которой фонд живет».
Большая игровая в Центре детской гематологии имени Дмитрия Рогачева
Фото: архив фонда
Равенство, уважение, партнерство
«Есть два типа мотивации к благотворительности и две модели, по которой эта благотворительность осуществляется. Одна основана на жалости, патернализме, потакании подопечным (или, как мы говорим в “Ночлежке”, клиентам). Другая — на равенстве, понимании равных позиций для благотворителей и благополучателей, взаимной ответственности в этой общей работе и партнерстве, — Даниил Александров, PR-специалист благотворительной организации “Ночлежка”. — С нашей точки зрения, первая модель не то чтобы токсична, но не очень эффективна. Особенно если речь идет о том, чтобы потворствовать требованиям или пожеланиям клиентов. Именно поэтому, например, у нас в “Ночлежке” есть правило: мы не выдаем пожертвования в виде денег, милостыню, стараемся не потворствовать зависимостям, которые бывают у наших клиентов, и так далее.
Даниил Александров, PR-специалист благотворительной организации «Ночлежка»
Фото: из личного архива
Взаимодействие с благотворителями мы тоже воспринимаем как партнерство: они поддерживают бездомных людей, клиентов «Ночлежки», а мы, в свою очередь, помогаем им в части программ корпоративного волонтерства, продвижения бренда и создания его дополнительной ценности. Мы стараемся делать так, чтобы и благотворители опирались на модель равенства и взаимной ответственности с непосредственными благополучателями.
Бывает, что фонды в коммуникации с благотворителями или волонтерами давят на жалость и эксплуатируют чувство вины. Для «Ночлежки» такие действия неприемлемы. В нашем «Гиде по коммуникации», на который мы ориентируемся, когда общаемся с внешним миром, написано, что мы не эксплуатируем страдания, не работаем с чувством вины. Мы работаем с чувством надежды и стараемся привлечь людей к помощи бездомным людям, ориентируясь на результат и позитивные сдвиги, которые можем осуществить вместе. Вот это очень важно.
То же касается и наших клиентов. В первую очередь неприемлема их эксплуатация: например, использование изображения и истории человека без его согласия, без учета его психологических особенностей, — все это может усугубить его непростое психологическое состояние. Мы не превращаем бездомных людей в экспонаты, не делаем из них развлечение для тех, кто стремится помочь. Потому что иногда поступают запросы познакомиться с нашими клиентами, посмотреть на них в естественной среде обитания, съездить на «Ночном автобусе» на раздачу еды. Но нет, это невозможно. Мотивация «просто посмотреть» не подходит. Мотивацией должна быть помощь людям, которая приведет к конкретному позитивному результату. Естественно, мы оберегаем личные данные бездомных людей и их самих от лишнего внимания, когда журналисты или фотографы проводят съемки в нашем приюте или других проектах «Ночлежки». Если только сами клиенты не хотят появиться в кадре или пообщаться с журналистами.
Взаимодействие с благотворителями мы воспринимаем как партнерство: они поддерживают клиентов «Ночлежки», а мы помогаем им в части программ корпоративного волонтерства, продвижения бренда и создания его дополнительной ценности.
Даниил Александров, PR-специалист благотворительной организации «Ночлежка»
Кстати, объясню, почему мы называем людей, которые обращаются в «Ночлежку» за помощью, «клиентами», а не «подопечными». Это связано с тем, что мы проповедуем принцип равного и уважительного, а не снисходительного отношения к тем, кто к нам приходит. Мы не оказываем им благодеяния. Люди обращаются к нам за получением услуг (которые при этом фактически уже оплачены благотворителями и партнерами «Ночлежки»): за содействием в восстановлении документов, трудоустройстве, в базовых потребностях — посетить душевую, прачечную, пообедать. Поэтому они являются нашими клиентами.
Сделать коммуникацию уважительной, этичной и с подопечными, и с благотворителями нам помогает «Гид по коммуникации», который я уже упоминал. В этом обширном внутреннем документе прописаны те самые принципы, на которых базируется наша деятельность. На их основе разработана система того, что можно и нельзя: какие слова и изображения применять, какими правилами общения с клиентами и партнерами пользоваться. В нем зафиксировано, что мы, например, не используем неэтичную лексику и прямые призывы, основанные на небезопасности или чувстве вины (вроде предложения пожертвовать 200 рублей вместо покупки стаканчика кофе). Такого рода коммуникация абсолютно неприемлема для “Ночлежки”».
Вторую часть читайте через неделю.
News
СФЦК: пять лет работы!
В этом году Специализированному фонду целевого капитала исполнилось пять лет. Делимся с вами важными результатами, которых уже удалось достичь.
Нетоксичная благотворительность
Часть первая. Поговорили с коллегами — своими и из дружественных НКО, какой не должна быть благотворительность, а главное, какой она может быть: разной, но всегда уважающей достоинство человека, неравнодушной и чуткой.
Почему мы не спешим оформлять регулярные пожертвования
И надо ли что-то с этим делать? Зачастую ресурсы бывают сильно ограничены — и финансовые, и эмоциональные. Делая выбор в пользу благотворительности, можно испытывать ощущение тревоги, неуверенность или даже подозрительность.