Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Гузель Яхина — попечитель фонда «Подари жизнь»

30 октября 2019События
Текст:
Елена Шевченко
Поделиться:

Программа «Манеж. Просвещение» предложила Гузель Яхиной, автору двух больших романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои», провести творческую мастерскую. Гузель приняла приглашение с условием сделать встречу благотворительной, в пользу фонда «Подари жизнь».

Мы очень благодарны Гузель за это решение, а также за то, что она стала членом Попечительского совета фонда.

Вечер и начался и закончился словами о фонде. О том, как сто рублей могут спасти жизнь, о неравнодушии и добросердечии, о том важном и необходимом, что может сделать каждый человек, чтобы помочь детям, оказавшимся в беде. Их много: на попечении фонда одномоментно находится около тысячи ребят, а лечение онкозаболеваний требует очень больших средств. Именно поэтому Гузель Яхина пригласила всех гостей присоединиться к помощи. Сделать это было легко: около импровизированной сцены стояли кеш-боксы.

Это был очень содержательный, искренний и глубокий разговор. С неподдельным любопытством зала ко всему, что рассказывает Гузель Яхина. Ее спокойствие, ясность и искренность. Бескорыстность в ответах, которые касаются вышедших романов. Но полная остановка, когда речь идет о будущем. «Я знаю только одного писателя, который рассказывает о своих начатых текстах, это Дмитрий Быков. Он сам объяснял, что таким образом подстегивает себя писать дальше. Я не такая смелая, я не рассказываю, но, да, хотела бы надеяться, что книга будет, работаю, здорово, если все получится. И да, это исторический сюжет».

Один из вопросов был о готовящемся к выходу фильме по роману «Зулейха открывает глаза». Главную роль в нем сыграла соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова. «Я видела режиссерскую версию фильма и она мне невероятно понравилась. Можно сказать, что она пахнет большим кино, а не сериалом. А в любви к первой серии я готова объясняться почти бесконечно: она длинная, малословная, в ней Чулпан произносит одно-единственное слово. Так начать фильм — это очень смело для телевизионного проекта. И мне бы очень хотелось, чтобы она была не сильно изменена».

Но это сейчас о романе «Зулейха открывает глаза» все говорят, как о готовящемся фильме, а ведь он стал первой книгой писательницы, и история его создания очень интересна. «Очень хотелось написать о раскулачивании, о кулацкой ссылке, я понимала, что этому будет посвящена книга и первая сцена, которая пришла в голову: женщина стоит перед огромной красной картой страны и осознает, что эта страна и есть ее родина. От этой сцены с красной картой начал раскручиваться сюжет, достаточно активно, несколько месяцев или даже больше года, пока, наконец, я не поняла, что это просто огромная каша из образов, сюжетных линий, сцен, мыслей, из которых никак не получается ничего выкристаллизовать. Эта каша варилась в моей голове до тех пор, пока я не пошла учиться в Школу кино. Там, на сценарном факультете, я и написала развернутый план романа в виде сценария. Оттолкнувшись от него, у меня получилось написать романный текст. Вот такой был путь: от образа романа к концентрации мысли в виде сценария, дальше обратно к расширению в литературный текст. А потом эта история опять сжалась, когда над ней работали сценаристы канала Россия».

Гузель легко отвечает на вопросы, которые касаются сюжетных поворотов, героев, прототипов, психологизмов, ассоциаций. Просто признается в том, что она «позволила себя придумать». Спокойно говорит о «секретах мастерства» (инструментарии, который помогает ей как сценаристу и писателю), о том, как подойти к написанию романа («сначала план, потом текст») и даже о том, что делать, если не пишется. «Это обычное дело. Можно попробовать редактировать текст или вернуться и развернуть то, что было написано раньше. А может быть, нужно просто отдохнуть от текста. Важно только эту историю не оставлять, ходить вдоль, поперек, вверх, вниз. И тогда постепенно станет понятно, куда идти».

В целом, все, что вчера происходило в зале Манежа, можно объединить одним словом — восхищение творчеством автора. «Я боялась заканчивать чтение "Зулейхи". А что я потом буду делать? Что читать?» «Спасибо большое за роман "Дети мои". Это было для меня настоящим потрясением». Встреча закончилась очень поздним вечером после автограф-сессии, частных признаний в любви и совместных фото.

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari