Мечты и рисунки Кати Капустян
6 сентября Кате должно было исполниться 18 лет. Она не дожила до своего совершеннолетия три месяца. Катя была смелой и очень талантливой. Три года назад мы впервые опубликовали несколько ее работ. За это время она создала другие рисунки. Сегодня мы публикуем их в память о Кате.
У Кати, подопечной фонда «Подари жизнь», был врожденный порок развития сосудов. Долгое время ей приходилось принимать лекарства, наблюдаться у врачей. Мы говорили с ней три года назад, когда она ждала первую из серии операций, которые должны были избавить лицо девушки от дефекта. Тогда у Кати были серьезные планы на ближайшие лет 10-15. Они были накрепко связаны с самой большой ее страстью — рисованием.
10 мая этого года она приехала в Москву на заключительную операцию. Катя очень ждала этого момента, мечтала, что, наконец-то, станет красивой. До операции она успела вместе с мамой съездить во ВГИК, куда она хотела поступить после окончания школы и сделала селфи. А еще — купить себе белое платье.
К сожалению, во время заключительной операции, которая состоялась в июне этого года, у Кати началось обильное кровотечение. Врачи сделали все, что было в их силах. Но спасти Катю не удалось.
«В последнее время мы много разговаривали о будущем, — рассказывает Елена, мама Кати.— Она очень хотела жить, надеялась, что исход операции будет благополучным. Но понимала, что, наверное, период реабилитации будет очень тяжелым. Но однажды она сказала: “Если со мной что-то произойдет, меня только кремировать”. Мы сделали все, как она хотела».
В канун дня рождения Кати в Российской детской клинической больнице, где Катя наблюдалась и куда приехала на операцию, открылась выставка ее работ. Мы публикуем несколько из них.
«Я рисую сколько себя помню. Я самоучка. Художественной школы в нашем селе нет. Я всему учусь сама. Читаю специальную литературу, посвященную пропорциям человеческого тела, основам перспективы в рисунке, умению изобразить объем на плоскости, разным стилям и жанрам в искусстве. Смотрю на YouTube видео, в которых эксперты рассказывают об искусстве цветовых сочетаний. Последнее время я пишу маслом на холсте, картоне или бумаге. Раньше практиковала гуашь и акварель. Да, у меня есть графика, это скетчи, но все-таки я люблю полноценные живописные работы. При этом не очень понимаю акрил, он далек от меня. Рисование — это не хобби, а моя основная цель в жизни. Я мечтаю связать свою жизнь с искусством. Какие чувства я испытываю во время рисования? Я медитирую, чтобы отвлечься от реальности.
Не люблю копировать чужие работы. Если я и берусь за это, то все делаю в своем стиле. Смотрю на работу и думаю, как бы ее перерисовать, чтобы получить меньшую стилистическую схожесть. Кумиров среди художников у меня нет. Есть приоритеты, которые со временем меняются. Так, например, раньше я серьезно увлекалась мультипликацией и аниме. Это направление очень популярно среди художников от 14 до 30 лет. Читала комиксы манга, смотрела американские мультфильмы. Сейчас я очень люблю иллюстраторов. Например, есть такая иллюстраторка Луис (Lois Van Baarle — концепт-художница, иллюстратор, аниматор и дизайнер персонажей из Нидерландов, — прим. ред.). Меня завораживают плавность линий и обтекаемость форм на ее рисунках. При этом ее работы очень графичны.
Феминитивы и мечты
Я за использование феминитивов. И, как следует из первого высказывания, я увлекаюсь феминизмом, считаю себя фем-активисткой. При этом в нашем селе, увы, царит сексизм и эйджизм, сохраняются устои постсоветского пространства.
Я заканчиваю девятый класс в следующем году и ухожу из школы. Только не нужно думать, что я плохо учусь. Наоборот. Но не вижу особого смысла сдавать ЕГЭ. Это лишние усилия, бессмысленная трата времени и нервов. Хочу поступить в колледж на банковское дело в Благовещенске. Во время учебы там планирую работать и копить деньги, чтобы уехать учиться за границу. Пока я думаю о Германии, Эстонии или Канаде. Я хочу выучиться там на иллюстратора, гейм-дизайнера или мультипликатора. Но мама относится не очень серьезно к моим планам. Не верит, что смогу это сделать. Она говорит: “Это всего лишь мечта”.
Болезнь
Да, иногда я чувствую себя неполноценной, потому что в школе и дома мне говорят: “Не делай это, тебе нельзя то”. Все это ущемляет и дискриминирует меня. Временами я отношусь к болезни скорее как к наказанию. Настолько она все усложняет в моей жизни. Слишком много сил и нервов тратится на нее. Но в остальном у меня все хорошо. К своей болезни я привыкла. Да и я стараюсь не придавать ей особого значения. В детстве я видела жизнь в радужных красках. К подростковому возрасту начала все осознавать более приземленно, реалистичнее что ли. Стараюсь не принимать проблемы близко к сердцу, а проживать их. Когда я рисую себя, я изображаю себя идеальной, как я могла бы выглядеть без дефекта. Последние автопортреты я сделала где-то полгода назад. Когда я пишу девушек с очень крупными губами и ресницами, которые похожи на накладные, это вовсе не ирония. Так я изображаю собственные черты лица, но гипертрофированно. Сейчас у меня волосы зеленого цвета. А до этого я была рыжая, красная, розовая и розово-фиолетовая. Я крашу волосы раз в два-три месяца, когда к нам в село приезжают мастера. Каждый раз, когда я перекрашиваю волосы, соседи удивляются: “Ой, когда ты все это успеваешь!”. Я не знаю, что они говорят у меня за спиной, осуждают ли. Но моим друзьям нравятся изменения в моем внешнем виде. Девочки тоже начали красить волосы в разные цвета.
Свободное время
Мне очень нравится читать. Я люблю роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» и «Назови меня своим именем» Андре Асимана. Играю в компьютерную ролевую игру «Ведьмак», по которой Netflix снял сериал. Летом я обожаю кататься на велосипеде. Как и рисование, это для меня своего рода медитация. Я уезжаю в поля совсем одна. И в эти моменты могу быть в гармонии с собой, черпать вдохновение, расслабляться. Зимой мы обычно играем в снежки, лепим снеговиков.
В Москву я летаю на плановые осмотры каждые полгода на протяжении всей своей жизни. Поэтому знаю столицу довольно хорошо. Это, конечно, хороший город, где у людей много возможностей. Но его архитектура мне не близка. И москвичи всегда слишком спешат и очень холодны. Мне нравится, может быть, только Старый Арбат. Если говорить о городе, который я люблю, то это Санкт-Петербург.
Мне очень хочется увидеть себя красивой! Но после первой операции будет еще минимум две, которые скорректируют форму челюсти. Есть шанс, что я могу умереть во время операции. К смерти я отношусь, в общем, нейтрально. Но если я умру, будет грустно, что не успела сделать все, что запланировала. А если я не погибну, то сделаю все, чтобы реализовать свою мечту. Мне придется быть смелой. Я чувствую себя амазонкой. У меня есть нравственные силы, чтобы выстоять, вытерпеть все».
Новости
Мечты и рисунки Кати Капустян
6 сентября Кате должно было исполниться 18 лет. Три года назад мы впервые опубликовали несколько ее работ. За три года она успела создать много новых. Сегодня мы публикуем и их.
В кругосветку с Алиной
Осторожно! Рисунки Алины Худайбердиевой могут вызвать острое желание отправиться вместе с ней в кругосветное путешествие. Пусть даже и в воображаемое.
Всюду жизнь
Именно это ощущение рождается даже при беглом просмотре рисунков прекрасной юной художницы Вали. Девочке всего 12 лет, а ее творчество уже не знает границ. А сколько планов на будущее!