Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

На своем опыте

6 июля 2015Архив
Поделиться:

Волонтёры реабилитационного проекта фонда делают все возможное, чтобы все дети чувствовали себя на сменах уверенно и были в равных условиях. Как быть, если один или даже несколько детей в реабилитационной смене — слабовидящие или незрячие?

Руководитель реабилитационного проекта нашего фонда Алёна Голяновская уверена — все возможно, просто волонтёрам для этого нужна особая подготовка. Они должны на собственном опыте понять, как чувствует себя в незнакомой обстановке ребенок и какая помощь ему требуется.

Для этого целую неделю почти каждый вечер в фонде собираются волонтёры, чтобы попробовать себя как в роли сопровождающего, так и в роли незрячего ребенка. С повязками на глазах они проходят по незнакомой территории, ужинают, играют в настольные игры и объясняют друг другу правила. А потом описывают свои впечатления, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы помочь ребенку, не испугать его и не помешать ему проявлять инициативу.

Оказывается, безудержное стремление помочь не всегда хорошо. Поэтому первое правило, которым предлагается руководствоваться в общении с ребенком с ограниченными возможностями — не навреди. Иногда нам может казаться, что ребенок сам не справится, не сможет сделать что-то самостоятельно, на самом деле, это не всегда так. Бесцеремонно забирая инициативу в свои руки, мы рискуем совершенно дезориентировать незрячего человека. Обязательно надо спрашивать, нужна ли помощь, и как это лучше сделать. Не стоит создавать излишней суеты вокруг человека, и не надо бояться сказать что-то не то. Заминки в речи гораздо хуже, чем свободное общение.

Вот что пишет волонтер, оказавшийся в роли «незрячего подопечного»: «Теряешься в пространстве и появляется очень сильное недоверие к окружающему миру. Возможно, у ребенка, который давно незрячий этот момент недоверия не такой большой. Приходится довериться сопровождающему, но больше от безысходности — деваться-то некуда. Очень важно становится, кто именно тебя ведет, знаешь ли ты этого человека или нет. Дважды меня "убивали" — не предупредили о порожке, двери. Злости или обиды не было, но было неприятное чувство безысходности».

Второе правило сопровождения незрячего ребенка — всегда оценивать безопасность среды вокруг и озвучивать все своему подопечному без резких движений и прикосновений. При всей очевидности, не всем удавалось воплотить его на практике: «В качестве незрячего влепилась пару раз в стену, затем услышала от своего проводника паническое “стой – не двигайся!”. На этом крупицы доверия и комфорта были утеряны. После этого, конечно, понимаешь насколько важно спокойно и корректно взаимодействовать на уровне голоса и прикосновений, не нарушать личное пространство и не вводить в панику в случае столкновений или других форс-мажоров».

Все участники признались — тренинг был не простой, но очень полезный. На примерах очень многое становится понятно и откладывается в памяти ощущений, становится твоим внутренним знанием. Кому-то из волонтеров уже удалось применить знания на практике: «На тренинге было проговорено и прожито множество самых разных ситуаций и это мне очень помогло. В команде на «Играх победителей», где я была вожатым, был незрячий мальчик, и если бы не тренинг, я вообще бы лишний раз не подошла. А так — очень легко с ним нашли контакт, и три дня общались замечательно!»

Создание комфортной среды для детей с особенностями и участие в смене на равных со всеми остальными — вот главная задача, иногда ради ее воплощения приходится осваивать новые навыки, например, технику чтения по Брайлю. «На прошлой реабилитационной смене, — рассказывает Алена Голяновская, — было традиционное интеллектуальное казино, в которое должна была играть и незрячая девочка. В принципе, все вопросы в казино озвучиваются, но зрячие дети видят их еще и на экране. Получалось, что незрячая девочка в неравных условиях: она хоть и слышит вопрос, но не видит его в отличие от других. Тогда были специально изготовлены карточки по брайлю, которые девочка читала, пока звучал вопрос».

Вот такие самоотверженные и смелые у нас волонтеры и сотрудники — а потраченное время и полученные знания и опыт обязательно помогут многим и многим!

Новости

2016: подведем итоги?

Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».

Архив28.12.2016

Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард

Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.

Архив27.12.2016

Елочный старт!

Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.

Архив23.12.2016

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari