Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Почти прямая линия: донорство костного мозга

24 сентября 2015Архив
Поделиться:

Редакция нашего фонда продолжает «Почти прямые линии» на темы, связанные с работой фонда. Сегодня это — донорство костного мозга. На самые популярные вопросы отвечают доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева Алексей Александрович Масчан и сотрудник фонда Дмитрий Петров.

— Банк доноров общий по всему миру? То есть вас могут куда-нибудь и в Китай за материалом отправить, а кто-то, наоборот, приехать в Москву? Где находится штаб-квартира этого банка?

Общего банка доноров костного мозга не существует, соответственно, нет и штаб-квартиры. Все аккредитованные банки объединены в единую информационную систему. Сегодня в ней более 25 миллионов потенциальных доноров. Доступ к этой информационной системе имеют центры, где проводятся трансплантации костного мозга. А ездили за костным мозгом мы и в Гонконг, и в Австралию.

— Как стать донором костного мозга и как проходит забор клеток?

Чтобы стать донором костного мозга, необходимо пройти обследование в одном из донорских регистров. При совпадении нужных параметров с пациентом (и выполнении еще целого ряда медицинских условий) из тазовых костей со стороны спины забирается около 1 литра костного мозга. Это делается под наркозом, проводимым врачом-анестезиологом, в условиях операционной, со всеми необходимыми предосторожностями. Альтернативой является забор стволовых клеток из периферической крови; эта процедура похожа на сдачу тромбоцитов.

Для донора сдача костного мозга не несет долгосрочных последствий и сопровождается болезненными ощущениями в течение 2-3 дней и временным снижением уровня гемоглобина. Полное восстановление происходит через две недели.

— Почему большинство доноров костного мозга из Германии? В России их нет? Или по каким-то другим причинам?

В России существует несколько небольших регистров, которые объединяют около 35 000 потенциальных доноров. Каждый месяц выполняется 2-3 пересадки из этих регистров, но этого мало.

Высокая частота нахождения доноров именно в Германии обусловлена двумя причинами: тем, что российским клиникам комфортнее (и дешевле) работать с немецкими регистрами, а также генетической общностью русских и немцев. Вторая мировая война, с перемещениями вражеских войск вглубь обеих стран и массовыми изнасилованиями с обеих сторон, сделала свое дело.

— Я донор цельной крови (сдаю в Боткинской и на городской СПК на Беговой). Проходит ли моя кровь типирование для включения в регистр доноров костного мозга?

Нет, не проходит. Для этого необходимо обратиться в один из регистров — именно с целью стать донором костного мозга.

— Что нужно сделать, чтобы стать потенциальным донором костного мозга? В какой базе зарегистрироваться и как, куда прийти, какие анализы сдать?

Создание регистров потенциальных доноров в России началось уже более десяти лет назад. Есть регистры в Санкт-Петербурге, Карелии, Кирове, Челябинске... Нужно обратиться туда напрямую и сдать кровь. В Москве можно, например, обратиться в Гематологический научный центр и сказать, что вы хотите сдать кровь на типирование. Сейчас на основе этих регистров создается единый национальный регистр; подробности можно узнать на сайте Русфонда), который поддерживает этот проект.

— Являются ли противопоказания к донорству крови также отводом и от донорства костного мозга?

Безусловно, требования очень сходные.

— Как можно найти человека, который стал донором для моего отца, и поблагодарить за оказанную своевременную помощь?

Если с момента пересадки прошло меньше 2 лет, можно лишь передать благодарность через регистр. Раньше встречи донора с реципиентом категорически запрещались. Лет восемь назад эти встречи стали разрешаться и, более того, регулярно проводиться. Но не раньше двух лет от проведения пересадки.

— Какие требования есть к донору, к его состоянию здоровья, перенесенным детским болезням и так далее?

Донор должен быть здоров, молод (лучше до 35 лет), не иметь склонности к рискованному поведению, такому как наркотики. И должен быть доступен в любой момент, если с ним надо будет связаться.

— Где на Украине можно зарегистрироваться в базе доноров костного мозга?

К сожалению, нигде. Насколько мне известно, на Украине нет регистров неродственных доноров костного мозга.

— С какой периодичностью можно быть донором костного мозга?

Если речь идет о неродственном донорстве — один, максимум два раза.

— Кормящая мама может стать донором костного мозга?

Нет. Только в исключительных случаях и для своего ребенка.

— Через какое время можно стать донором после родов или кесарева сечения?

Не ранее чем через год.

— Может ли российский гражданин стать донором костного мозга для немецкого регистра доноров костного мозга им. Штефана Морша? Если да, то какова процедура, можно ли её пройти в Москве или в России?

Не может, поскольку пока не существует правовой основы для донации биологического материала для граждан других государств.

На вопросы о доставке костного мозга в Россию отвечает координатор проекта фонда «Поиск и активация донора костного мозга» Дмитрий Петров:

— Почему не передают посылки с костным мозгом со стюардессами? То есть сотрудник госпиталя в Германии доставляет его до аэропорта, там передают экипажу, а у нас его тоже встречает у трапа курьер и везет в больницу?

По международным правилам курьер должен постоянно держать контейнер при себе под контролем. Поэтому передавать с кем-то нельзя. Тем более, что курьер подписывает огромное количество бумаг об ответственности, когда принимает груз. И потом, никто не пустит вас к трапу отдавать или встречать — это же пограничная зона!

— В аэропорту со всеми этими сканерами, правилами провоза не возникает проблем с провозом костного мозга?

Пропускать груз через рентгеновский контроль категорически запрещено. Приходится каждый раз «биться» со службой безопасности аэропорта.

— Почему авиакомпании не могут спонсировать полеты за костным мозгом?

Могут и спонсируют: мы отправляем курьеров за костным мозгом благодаря программе Аэрофлота «Мили милосердия».

— Что делают, если самолет, в котором летит костный мозг, задерживается?

Если отменяется рейс, то приходится перебронировать билеты на ближайший. Клетки живут 48 часов, поэтому есть небольшой запас времени.

— Было такое, что костный мозг не удалось довезти?

Нет, такого никогда не было.

Новости

2016: подведем итоги?

Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».

Архив28.12.2016

Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард

Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.

Архив27.12.2016

Елочный старт!

Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.

Архив23.12.2016

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari