Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Игрушечный помощник врачей

3 августа 2016Архив
Поделиться:

Куклы могут не только развлекать, но и быть полезными в лечении. Когда врач заходит в палату с куклой — это уже отвлекает ребенка. А когда он показывает прямо на кукле, как будут проходить медицинские манипуляции: переклейка катетера или пункция, ребенок чувствует себя гораздо спокойнее.

В Центре детской гематологии имени Димы Рогачева (ФНКЦ) куклы Manikin активно используются уже несколько месяцев. О том, зачем все это нужно и как дети реагируют на таких помощников врачей, рассказывает заведующая отделением клинической психологии ФНКЦ Алина Хаин. <!--break--> «Я и мои коллеги (медицинские психологи) и раньше использовали игры с различными материалами и игрушками для того, чтобы помочь маленьким пациентам нашей клиники справляться с психологическими трудностями лечения. Последние месяцы благодаря помощи фонда наши возможности стали еще шире: у нас появилась специальная медицинская кукла Manikin. С удовольствием и благодарностью делюсь первыми впечатлениями. Кажется, что всё ещё «первыми», потому что возможностей и вариантов использования этой куклы очень много.

Прежде всего, все, кто просто видит взрослого человека в медицинской одежде, идущего по клинике в обнимку с очень большой куклой, начинают улыбаться. Одна из очень важных функций игры в целом и медицинской игры в частности, — это получение удовольствия, положительных эмоций. В больнице дети оказываются в необычной для них, пугающей обстановке — то, что успокаивало и дарило радость, нередко оказывается труднодоступным. Родное место, вещи, привычный распорядок, многие родные люди остаются дома. Родитель, находящийся рядом, тоже нередко оказывается не в том эмоциональном состоянии, к которому привык ребенок, иногда родитель, в том числе, не играет с ним. А когда представитель ещё не очень понятного для ребенка медицинского персонала заходит в палату с куклой — это приятно удивляет и помогает установить контакт даже с очень застенчивыми, испуганными, «закрытыми» детьми. Кукла необычна, прежде всего, своим размером (она ростом с годовалого ребенка), она привлекает внимание, её хочется рассмотреть. И если к ней приглядеться внимательней, то можно заметить, что у нее нет волос, а из-под одежды у нее выглядывает «хвост» катетера. Это сделано не только для того, чтобы можно было объяснить ребенку на кукле различные медицинские манипуляции и процедуры: постановка катетера, а также с другими дополнениями — пункция, операция. С такой куклой легче идентифицироваться, соотносить то, что сейчас занимает или тревожит. В игре с куклой можно высказать свое отношение к болезни, лечению, выразить свои эмоции. Наша кукла может менять выражение лица, «испытывать» разные чувства — это помогает пациентам делиться своими чувствами, не опасаясь осуждения.

Нередко ребенок в игре выбирает роль родителя куклы или её врача, медсестры — людей, которые лечат. Игра — более знакомое и безопасное для детей поле. В игре дети чаще всего «эксперты», они возвращают себе столь необходимое ощущение инициативной и активной позиции во взаимодействии со взрослым. Предлагая детям выбор, как именно и во что мы будем играть, мы помогаем им также, пусть отчасти, восстанавливать ощущение контроля, которое во многом было подорвано болезнью. Игра также дает удобный язык для коммуникации, развития взаимопонимания.

Как уже было сказано, медицинская кукла — это также наш помощник в информировании ребенка, подготовке к трудным моментам в лечении. Понимание, что именно разладилось в его организме и в чём смысл тех или иных процедур, очень важно для ребенка любого возраста. Иногда игра проясняет, что именно его тревожит.

В наших играх с куклой дети порой задавали свои вопросы про лечение, которые они не высказывали напрямую. Например, мысли и вопросы про причину болезни. Есть также случаи, когда тревога известна и связана с новыми видами лечения, манипуляциями, к которым можно с помощью куклы психологически подготовиться. Тогда мы, как и наши зарубежные коллеги, вместе с ребенком на кукле «изучаем» предстоящую процедуру, смотрим на нее из разных ролей, делая не только более понятной, но и уже как будто более знакомой, «своей». Мы можем нащупать её самые тревожащие элементы и вместе с родителем и ребенком проиграть разные способы психологической поддержки и облегчения её прохождения».

Нам остается добавить, что чудесная кукла-помощница появилась в Центре детской гематологии благодаря жертвователям нашего сестринского фонда в США Podari.Life. И мы очень счастливы, что теперь детям стало гораздо проще говорить о болезни, а значит, и побеждать связанные с ней страхи.

Это не только серьезно упрощает работу врачей, но и облегчает тяжелейший период пребывания в клинике для всей семьи пациента.

Новости

2016: подведем итоги?

Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».

Архив28.12.2016

Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард

Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.

Архив27.12.2016

Елочный старт!

Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.

Архив23.12.2016

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari