«Наши мечты полетят в космос»
Пациенты гематологического отделения ФНКЦ встретились с американскими и российскими космонавтами, чтобы поговорить о своих мечтах и вместе нарисовать их для международного арт-проекта «Скафандр» (The Space Suit Art Project).
5 сентября российский космонавт Федор Юрчихин и американская космонавтка Николь Скотт вместе с 15 пациентами подросткового отделения ФНКЦ расписывали ткань для будущего костюма космонавта. Этот костюм называется «Единство» и воплощает в себе поддержку и единение, необходимые каждому в трудной ситуации. Дети рисовали свою главную мечту — мечту о выздоровлении — самыми яркими красками и образами.
Уже целый год дети с онкологическими заболеваниями из США и Германии рисуют свои мечты на особо прочных материалах, из которых шьются костюмы космонавтов. Сейчас космонавты, облаченные в яркие доспехи одного из скафандров проекта, названного «Мужество», работают на Международной космической станции. 17 сентября планируется телемост пациентов ФНКЦ с космической станцией, и ребята своими глазами смогут увидеть космонавтов в костюме, созданном онкобольными детьми.
Идея познакомить космонавтов и больных раком детей пришла в голову художнику и арт-терапевту Йену Сайону. Йен уже больше десяти лет работает в клинике MD Anderson Houston (Хьюстон, США). «У нас в Хьюстоне тема космоса пронизывает всю жизнь в городе, ведь именно в Хьюстоне находится штаб-квартира NASA, — рассказывает Йен. — И дети в больнице, где я работаю, очень часто рисуют космонавтов, ракеты, шаттлы. Космос притягивает и завораживает детей. И, если задуматься, опыт пациента и космонавта чем-то похожи. Тело космонавта во время тренировок трансформируется, он сталкивается с болью . И, в конце концов, космонавты тоже наверняка испытывают страх, ведь они отправляются за границы хорошо известного и понятного мира».
Российский космонавт Федор Юрчихин был в космосе три раза и скоро собирается отправиться в полет в четвертый раз. Он согласен с Йеном и считает, что дети, борющиеся с раком, совершают подвиг и являются настоящими героями. «Когда я познакомился с пациентами ФНКЦ, я был поражен их мужеством и волей. Они очень сильные ребята, — говорит Юрий. — Здесь в больнице они будто в другом мире, изолированные от обычной жизни. Космонавтов накануне полета также изолируют в стерильном отсеке. Вот даже этот запах прошедшего обработку воздуха здесь в отделении напоминает мне о космосе. Именно так пахнет воздух, когда нас готовят к старту. И мы знаем, что когда запахло кварцем, значит, скоро в полет».
Николь Скотт тоже считает, что жизнь на космической станции чем-то похожа на жизнь в больнице: непривычная еда, изоляция и физические нагрузки. «Но есть одно важное отличие. Космонавты метают о том, чтобы полететь в космос, и готовы пройти через многое ради того, чтобы там оказаться. Вот только я уверена, что никто из ребят не мечтал о том, чтобы попасть сюда, — с грустью замечает Николь. — Такого нельзя пожелать никому, и вряд ли будет справедливо нас сравнивать. Дети переживают сейчас куда более трудное испытание».
Лера Тоскунина, услышав, что космос тоже пахнет кварцем, смеется: ей в голову не приходило, что космонавтов помещают в изоляцию, похожую на изоляцию гематологического отделения. Лера нарисовала на ткани скафандра радугу: именно так выглядит ее мечта о выздоровлении — яркая, счастливая, словами не описать. «Не знаю что это. Так говорит душа», — подумав немного, объясняет Лера.
У Леры остеосаркома, и она с июня находится в больнице. Когда координаторы сказали, что сегодня в отделение придут настоящие космонавты, Лера собралась с силами и вышла из комнаты, хотя из-за болезни каждый шаг ей дается нелегко. Лера фотографируется с настоящим космонавтам и, кажется, не до конца верит, что ее мечта, нарисованная акриловыми красками на небольшом треугольнике, отправится в космос.
Лиза Юзефович совсем недавно узнала о своем диагнозе — рабдомиосаркома. Еще летом она чувствовала себя здоровой и готовилась к началу учебы на первом курсе мединститута. Но болезнь изменила планы, и в то время, как ее однокурсники сидят на парах по биологии и анатомии, Лиза лежит под капельницей. «Я еще новичок и не привыкла к больничной жизни, — признается Лиза. — Очень много всего непонятного происходит, и первый курс медицинского я провожу в больнице как пациент. Это странно, если честно, я сейчас растеряна. Но идея расписать скафандр показалась просто отличной, сразу захотелось поучаствовать. Так здорово, что мы вышли сегодня в холл, сели вместе за стол. Когда рисуешь то, о чем мечтаешь, сразу чувствуешь силы. Я нарисовала перо — это символ надежды. А еще — осеннее дерево, потому что очень люблю осень, но в этом году я не вижу, как желтеет листва: из окна больницы немногое удается рассмотреть».
Ксюша Шевченко нарисовала арбуз — прозрачный, наполненный летним солнцем и жизнью. Многие рисовали спелые сочные фрукты, например, клубнику в невесомости и апельсины. «Мне арбузы нельзя, конечно же, но когда я начала рисовать, этот сам появился на листе», — объясняет Ксюша Шевченко. — Наверное, он у меня как-то связан с жизнью без болезни, не знаю».
Мечта Димы Рочева о выздоровлении выглядит как красивый цветок. «Когда я был здоров, я любил ухаживать за цветами, поливать их. Мне нравилось смотреть, как они растут, распускаются, — вспоминает Дима. — Здесь, в больнице, мне не хватает цветов. Может быть, поэтому я и вспомнил их, когда меня попросили нарисовать свою мечту о выздоровлении».
«Мы все мечтаем сейчас об одном — о вашем выздоровлении, ребята. Это самое главное, и за это всем нам нужно бороться», — сказала на прощание Николь Скотт. Уже на следующей неделе «Скафандр» приедет в США, где дети продолжат рисовать свои мечты, которые потом сложатся вместе в один космический костюм, такой яркий, что, вполне возможно, мы сможем разглядеть его с Земли.
Новости
2016: подведем итоги?
Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».
Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард
Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.
Елочный старт!
Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.