Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Фотоэкскурсия по больнице начинается!

14 октября 2016Архив
Поделиться:

Ребенку предстоит лучевая терапия, операция, пункция костного мозга... Справиться со страхом и сильным волнением накануне испытания поможет подробный рассказ о том, как будет проходить процедура. Узнать об этом можно, изучив альбом с фотографиями, на которых представлены все основные этапы лечения или манипуляции. Подробности от одного из авторов фотопроекта Алины Хаин, медицинского психолога, заведующей отделением клинической психологии Научно-клинического Центра детской гематологии онкологии иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Мишка — главный герой проекта

Главное действующее лицо наших фотоэкскурсий, а их пока четыре: экскурсия по хирургическому и трансплантационному отделению с подробным рассказом о том, как проходит лечение, визит в кабинеты, где проводят лучевую терапию и делают пункцию костного мозга, — игрушечный Мишка. Мы выбрали его неслучайно: игрушка в настоящих интерьерах необходима как элемент условности, игры, то, что, как мы надеемся, сделает наш проект более интересным и понятным для детей. Кроме того, нам было важно, чтобы каждому ребенку было комфортно соотнести себя с тем, что происходит на фотографии, а это проще сделать, когда смотришь на игрушечного медведя. Все остальное на фотографиях — настоящее. И врачи, и медперсонал, и отделения, и кабинеты, и коридоры: дети должны видеть именно то, с чем потом они встретятся в реальности. Никаких абстрактных палат или условных операционных. Показывая фотографии, мы говорим: «Сначала ты пройдешь по этому коридору, потом посидишь на этом кресле, а вот тут мама будет тебя ждать, пока ты будешь лежать в палате, которая выглядит вот так». Именно поэтому фотоэкскурсии, сделанные в ФНКЦ, не могут быть использованы в других клиниках.

Для кого предназначена фотоэкскурсии?

Они сделаны для детей и родителей, так как всю семью нужно готовить к предстоящему этапу. Очень важно объяснять, каким будет лечение и маленьким детям, даже если кажется, что они ничего не понимают. На самом деле они очень много всего видят и слышат, и сами пытаются себя подготовить, ответить себе на вопросы, что с ними произошло не так, почему они заболели, что с ним делают в больнице. Благодаря фотоэкскурсиям, у нас появляется еще одна возможность говорить о болезни и лечении. Накануне нового лечения или диагностической процедуры врач беседует с семьей, рассказывает о том, что будет происходить. Но поскольку в вопросах информирования у нас нет выработанных алгоритмов и отработанных навыков, каждый специалист обычно рассказывает так, как может и умеет. В этих беседах не всегда принимают участие маленькие пациенты. Фотографии могут отлично подкрепить этот рассказ, кроме того, листать альбом можно всем вместе, его можно оставить и изучить и после визита доктора, вместе с мамой или наедине с собой. Конечно, иногда бывает необходима и реальная экскурсия: прогулка по кабинетам и отделениям «ногами», но виртуальная экскурсия проще организована, кроме того, она дает возможность рассмотреть «детали» и обсудить их.

Хороший результат

Мы уже протестировали наши фотоальбомы и остались довольны результатом. Хотя мы понимаем, что фотоэкскурсия это не таблетка от страха со стопроцентным результатом. Ведь каждый человек готовится к испытаниям по-своему: есть люди, для которых важна информация, она помогает справиться со стрессом, а некоторые наоборот оберегают себя от лишних подробностей, потому что они вызывают еще больше волнения и тревог. Важно, чтобы у каждого ребенка и его семьи была возможность получить ту помощь, которая им необходима. Более того, фотоэкскурсия, как любой вид помощи, не может быть навязана.

Чего боятся дети?

Как правило, дошкольникам в первую очередь важно понимать, будут ли они разлучены с мамой и будет ли больно. Дети постарше испытывают гораздо более широкий спектр тревог. Многое зависит от индивидуальных особенностей каждого из нас и предыдущего опыта лечения. Есть дети, которые прошли через очень большое количество испытаний и которые не очень доверяют медицинскому персоналу, потому что их, например, удерживали силой во время неприятной процедуры. Таким детям бывает особенно страшно, они постоянно прощупывают обстановку, но даже когда с ними честны, они могут не верить. Потому что однажды их обманули, сказав, к примеру: «Ты только зайдешь в кабинет и тебя посмотрит доктор», а после он очнулся один в реанимации после операции. После такого ни в один кабинет ребенок сам не зайдет. И тогда нам в первую очередь нужно вернуть его доверие.

Когда помощь необходима

Как правило, о предстоящем лечении и манипуляциях семье рассказывает врач, затем дети обсуждают подробности с родителями, но иногда бывает необходимо подключиться медицинскому психологу. Это происходит тогда, когда доктор или мама видят, что ребенок очень сильно волнуется, тревожится, боится, а то, что помогало успокоиться раньше, теперь не работает. В помощь родителям, чьим детям предстоит лучевая терапия, некоторое время назад нами были написаны специальные буклеты, где в том числе рассказывается о том, в какие игры можно поиграть с ребенком, чтобы подготовиться к моменту изготовления маски (то, что обычно очень пугает), или чтобы научиться лежать неподвижно определенное время. Мы надеемся, что подобные буклеты появятся по всем видам лечения.

А как разговаривать с малышами?

Иногда родители считают, что маленьким детям не нужна лишняя (как они считают) информация, например, потому что она может напугать. Или родители сами не очень понимают, как рассказывать и предпочитают этого не делать. Это может быть связано с тем, что в нашем обществе не было традиции информировать о лечении не только детей, но и взрослых, и самим родителям тоже часто никто ничего не объяснял, когда они были детьми, и у них просто нет такого опыта. Возможно, им нужно время, чтобы справиться с эмоциональным шоком после постановки диагноза. Поэтому некоторые родители в начале лечения оказываются не готовы говорить с ребенком о болезни и лечении. По моему опыту ребенок 3-4 лет может обсуждать очень серьезные вопросы. Надо только позволить ему это сделать, создать условия. Тут важен индивидуальный подход: не стоит навязывать свой язык ребенку, важно, чтобы было взаимное движение, чтобы ребенку хотелось задавать вопросы, чтобы он чувствовал себя свободно, мог делиться своими идеями и переживаниями. Совсем маленькие дети многое понимают и проговаривают через игру, рисунок. Можно смотреть с ними не только фотоэкскурсии, но и специальные мультфильмы, играть в медицинскую куклу или в его собственные игрушки, в те игры, которые помогут ему разобраться с чувствами и ощущениями, связанными с его болезнью и нахождением в больнице.

Мы благодарим волонтеров-фотографов фонда, без которых этот проект не состоялся бы.

Новости

2016: подведем итоги?

Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».

Архив28.12.2016

Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард

Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.

Архив27.12.2016

Елочный старт!

Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.

Архив23.12.2016

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari