Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Оценка для благотворительности

27 октября 2016Архив
Поделиться:

Исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц рассказал о критериях объективной оценки работы благотворительных организаций на открытии XIV конференции Форума Доноров. 20 октября руководители частных, фандрайзинговых и корпоративных фондов обсудили итоги работы фондов в 2015 году. Ежегодный «Доклад Форума Доноров» — одно из немногих исследований работы благотворительных организаций в России. Отчет традиционно формируется на основе цифр, предоставленных некоторыми фондами: в этом году 76 организаций согласились опубликовать данные о своих бюджетах. По мнению Григория Мазманянца, «Доклад Форума Доноров» пока не полностью отражает развитие благотворительного сектора. «К сожалению, не все фонды предоставляют цифры для отчета, — замечает Григорий Мазманянц. — И не до конца понятно, какие именно цифры называют сейчас фонды. Возможно, кто-то показывает, сколько собрал, кто-то — сколько потратил, а кто-то предоставляет цифры по годовому балансу. В любом случае принципы привлечения средств в частный и фандрайзинговый фонды принципиально различаются. Частный фонд, принадлежащий одному лицу, (например, входящему в сотню Forbes) может иметь на счету 1 миллиард долларов (примерно 62 миллиарда рублей). При этом самые крупные фандрайзинговые фонды в России («Подари жизнь» и «Русфонд») собирают примерно по 2 миллиарда рублей в год. И чтобы привлечь эти пожертвования, фандрайзинговый фонд должен получить доверие тысяч жертвователей по всей стране. Частный фонд существует за счет доверия одного-единственного жертвователя и основателя фонда».

Главной темой доклада Форума Доноров в этом году стала оценка в благотворительных организациях и прежде всего оценка как «внутренний инструмент планирования, реализации и контроля за исполнением проектов». По данным доклада, для более чем 80% от общего числа организаций, участвовавших в исследовании, оценка является неотъемлемой частью системы управления и развития, однако только треть фондов ответила, что данный процесс формализован, в то время как у 60% процесс оценки не описан во внутренних документах. «Можно предположить, что решения о проведении оценки и использовании ее результатов принимаются в таких организациях скорее интуитивно и не всегда системно», — приходят к заключению авторы доклада. Среди типов оценки, которыми пользуются фонды, «чаще всего проводится оценка результативности (72%), дающая возможность определить, действительно ли проектная деятельность привела к достижению запланированных результатов. На втором месте по популярности находится оценка эффективности (67%), при этом однозначно интерпретируемого определения того, что имеется в виду под этим понятием — экономическая эффективность проекта, его социальная эффективность или же способность исполнителей достигать требуемого результата при минимальном расходе ресурсов на его достижение, — понять не представляется возможным».

Григорий Мазманянц считает, что невозможно объективно судить об эффективности работы благотворительной организации по цифрам бюджета или другим внешним критериям оценки. «Конечно, проще оценивать работу фонда по сумме собранных средств или числу детей, которым оказана помощь, но мы в своей работе используем внутренние экспертные оценки эффективности, — рассказывает Григорий Мазманянц. — В большинстве рейтингов благотворительные фонды сравниваются по размеру бюджета и по количеству оказанной помощи. Но эти цифры не говорят о эффективности работы фондов. Фонд может управлять миллиардом рублей в год, а может двумя миллионами, но 2 миллионами можно управлять эффективнее, чем одним миллиардом. Также для внешней оценки эффективности работы фонда используют такой критерий, как оказанная помощь. Но как мы можем измерить оказанную помощь? Суммы, потраченные на помощь разным детям, могут быть абсолютно несопоставимыми. Одному ребенку фонд оплатил ПЭТ (около 30 тысяч рублей), другому — лечение за границей стоимостью 300 тысяч долларов. При этом оба ребенка остро нуждались именно в этом виде помощи и получили ее от фонда».

По мнению Григория Мазманянца, каждый благотворительный фонд должен иметь внутренние критерии оценки эффективности своей работы. «В фонде «Подари жизнь» мы ориентируемся на такой показатель, как уровень доступности современного лечения онкозаболеваний в стране, который, в свою очередь, влияет и на эффективность лечения, — поясняет Григорий Мазманянц. — До 1990 года в России выживало только 3% детей с заболеванием «лейкоз». Я лично знаю одного человека, это наш благотворитель, который попал в эти три процента и выжил в 1976 году. Тогда это было чудо. В период с 1990 по 1999 годы эта цифра выросла до 55%. За десять лет врачи научились применять принятые в международной практике протоколы лечения, появились благотворители, готовые оплатить лекарства, лабораторные исследования, оборудование. Затем возникли средства в государственном бюджете, были построены современные клиники и отделения для трансплантации костного мозга. Этот рывок был совершен благодаря совместным усилиям врачей, благотворительных фандрайзинговых организаций и государства. Но, как показывает международная практика, это стандартный показатель, и после того, как он достигнут, каждый следующий процент роста дается намного труднее. Чем выше этот процент, тем больших усилий и затрат он требует. Сейчас в России выживаемость пациентов с некоторыми типами лейкоза примерно 65-67%, а в США — более 80%. В современной медицинской практике рост эффективности лечения онкозаболеваний связан не столько с использованием медицинских технологий, сколько с ранней диагностикой. Именно поэтому фонд «Подари жизнь» поддерживает региональные образовательные проекты Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. В рамках этих проектов ведущие специалисты клиники обучают врачей в регионах, причем не только онкологов, но и терапевтов. Именно от своевременно поставленного диагноза и вовремя назначенной терапии сейчас зависит очень многое».

«И все же число детей, которые получают необходимое лечение в России, — наверное, самый объективный критерий оценки работы фонда на сегодня, — подводит итог Григорий Мазманянц. — С каждым годом число детей, которых наши врачи-эксперты рекомендуют отправить на лечение за границу, уменьшается. С помощью наших благотворителей все больше видов лечения удается обеспечить у нас в стране. А это значит, что фонд выполняет свою работу».

Новости

2016: подведем итоги?

Насыщенный впечатлениями год уходит, а его новости все не кончаются... Тем не менее, было в нем и много хороших историй, о которых хочется вспомнить и радоваться, что они все-таки состоялись. О главных событиях 2016 рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь».

Архив28.12.2016

Дед Мороз из Бразилии, заколдованная принцесса и тигр-бард

Новогодние елки, устроенные друзьями фонда, нашими волонтерами и сотрудниками, порадовали детей в Институте им. Н.Н. Бурденко, отделении общей гематологии Центра детской гематологии им. Димы Рогачева и Московском областном онкологическом диспансере.

Архив27.12.2016

Елочный старт!

Традиционно в двадцатых числах декабря в больницах, где лечатся дети, которым помогает фонд, начинаются новогодние представления. Вчера праздник наступил в отделениях Российской детской клинической больницы и Морозовской больницы.

Архив23.12.2016

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari