Рисовать, не бояться и жить
Фарида рисует реанимацию. На двери табличка «не входить», на кровати лежит пациент. Свет здесь очень яркий, на столе — лекарства и шприцы, рядом с больным — капельница и, конечно, врачи.
Реанимация, в которой сложно провести даже одну ночь.
Пациент на рисунке — это скорее всего сама девочка, которая через творчество справляется со своими страхами: «Я очень боюсь снова оказаться в реанимации, ведь провести там даже одну ночь — без мамочки — очень сложно. Я боюсь еще одной операции, уколов, перевязок. Снова будет больно и неприятно. Но мама говорит, что надо потерпеть, поэтому я стараюсь не плакать и не бояться».
Рисовать, чтобы переживать все, что происходит в жизни, выплескивая эмоции на бумаге, девочке предложила психолог Центра онкологии им. Н.Н. Блохина. «Долгое время Фарида кричала во сне и я даже не могла ее разбудить, чтобы успокоить, — вспоминает Диана, мать девочки. — Тогда мы обратились за помощью к психологу, и этот способ — рисовать — помог. Дочь рисует все, что с ней происходит, все то, что чувствует и переживает. Все ее рисунки — реальные ситуации, которые происходят на самом деле. И теперь она больше не плачет по ночам».
Фарида Гаджимурадова
Фарида рисует жениха с невестой и подписывает портрет: «Раби, я тебя очень люблю и буду скучать». Невеста на рисунке — 22-летняя Рабият, тетя Фариды. Когда девочка заболела, Раби поехала вместе с ней и Дианой в Москву, где устроилась на работу медсестрой и сняла квартиру для всей семьи. Летом Рабият выходит замуж и с будущим мужем останется жить в столице. А Фарида с мамой вернутся домой, в Дагестан. Но у девочки есть план: «Я всегда мечтала о маленькой сестренке, но не знаю, сбудутся ли мои мечты. Зато скоро свои дети появятся у Раби. Я буду приезжать к ним в Москву, помогать, гулять, нянчиться!» Только вот потанцевать на свадьбе у Фариды не получится, но девочка говорит, что будет сидеть в стороне и наслаждаться танцами других. «Мы до сих пор не знаем, сможет ли дочка вообще пойти на свадьбу, — продолжает Диана. — Но моя сестра говорит, что, если понадобится, праздник перенесут».
На рисунке — свадьба сестры Фариды Рабият.
У Фариды непростой случай. Ей уже делали эндопротезирование, но из-за низкого иммунитета после химиотерапии у Фариды начались проблемы с легкими, а потом развилась инфекция в больной ноге. В итоге, врачам так и не удалось ее вылечить, так что эндопротез пришлось убрать, а на его место поставить специальный спейсер, сделанный из костного цемента с добавлением антибиотика. Пока он «лечит» ногу Фариды, девочка передвигается на инвалидном кресле. Но и в кресле она рисует, читает книги, помогает маме готовить. «Я мечтаю стать поваром, — говорит Фарида. — Я уже умею готовить супы и салаты. Но моя тетя считает, что мне необходимо стать звездой сцены: носить красивые наряды, петь и танцевать, фотографироваться для журналов. Но мне кажется, что это не лучшая идея. Ведь тогда я совсем не смогу готовить!»
Конечно, сейчас Фарида не может танцевать, но зато она может быть по-звездному веселой, открытой и общительной со всеми. Осталось главное — снова встать на ноги и больше никогда не бояться боли, уколов и перевязок. Дата повторной операции определится в конце мая. Фариде установят раздвижной неинвазивный эндопротез, длину которого можно будет регулировать с помощью магнитного поля без хирургических вмешательств. Раздвижной механизм для протеза обойдется в 1 650 000 рублей. Диана воспитывает дочку одна и собрать такую сумму у нее вряд ли получится. Давайте поможем будущему повару (или все-таки звезде?) Фариде побороть болезнь.
Новости
Успеть до Нового года
Максиму бы играть в компьютер, гулять с друзьями, и чтобы никто не приставал с вопросами. Но приходится слушать взрослых и соблюдать режим. Потому что нужно вылечиться. Помочь может препарат «Блинцито», но его важно купить уже сейчас, до Нового года.
Три сантиметра до земли
Именно на столько сейчас одна нога короче другой у 17-летнего Ильи. Восемь лет назад ему заменили пораженную остеосаркомой кость на раздвижной эндопротез. И вот теперь пришло время поставить новую конструкцию.
Рукодельный мир Даши
Даша молчит, не хочет разговаривать. Хочет вязать смешного кота, собирать мозаику и общаться с ребятами в больничной игровой комнате. А вот разговаривать о себе и о том, что происходит, не хочет.