Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Нехватка йода может быть фатальна

8 августа 2019Общество
Текст:
Марина Молчанова
Поделиться:

Ежегодно в последний летний месяц в нашей стране два ведущих института (Курчатовской и имени Хлопина) останавливают работу двух циклотронов, с помощью которых синтезируется йод-123 (радиоактивный изотоп йода). Это вещество необходимо для наиболее точной диагностики нейробластомы, одного из самых опасных онкологических заболеваний у маленьких детей.

Других источников нужного изотопа йода в РФ нет, и срочнейшие диагностические исследования становятся недоступными на несколько недель. Вопреки уверениям Российского министерства здравоохранения, альтернативы специфическому исследованию нет. «Подари жизнь» присоединяется к кампании #йодкруглыйгод, которую инициировала организация «Энби».

В чем проблема

Нейробластома «ответственна» примерно за 7% всех случаев онкозаболеваний у детей, а среди детей до года это самая частая опухоль. И одна из самых агрессивных. Если есть подозрение на нейробластому, то ее нужно максимально быстро и точно диагностировать. Надо понять, точно ли это нейробластома — ошибка в диагностике приведет к ошибкам в назначении терапии, и ошибки эти могут стать фатальными. Надо выявить местоположение опухоли, размер первичного очага, число и расположение метастазов — от этого зависит программа лечения. Если уже идет терапия по поводу нейробластомы, периодически нужно выяснять, насколько эта терапия эффективна, уменьшаются ли очаги опухоли, где они еще остаются, нужна ли более интенсивная терапия. Конечно, есть много диагностических технологий, но главный метод диагностики при нейробластоме — это так называемая MIBG-сцинтиграфия.

В ходе этого исследования на опухоль воздействуют веществом под названием MIBG (метайодбензилгуанидин), содержащим радиоактивный изотоп — йод-123. В подавляющем большинстве случаев клетки нейробластомы накапливают это вещество (тот же самый подход, но с другим изотопом йода, используется и в особом методе лучевой терапии). И, увидев, какие ткани «светятся» сильнее обычного, мы получаем представление о распространенности опухоли, о ее размерах, местоположении, метастазах.

Для MIBG-сцинтиграфии необходим радиоактивный изотоп йода, который производится на двух циклотронах в стране — в Курчатовском институте (Москва) и в Радиевом институте имени Хлопина (Санкт-Петербург). Этот изотоп нужен не только больным нейробластомой: его используют, например, при диагностике опухолей щитовидной железы.

Но ежегодно летом оба циклотрона практически одновременно останавливают для проведения техобслуживания: в этом году 15 июля отключили аппарат в Санкт-Петербург, а 31 июля — в Москве. Нужный изотоп не производится, и четыре недели его не будет (а раньше этот срок составлял и вовсе шесть недель). Таким образом, до начала сентября детские онкологи Москвы и Санкт-Петербурга — городов, где проводится MIBG-сцинтиграфия детям — не смогут пользоваться этим методом. А задержка в постановке диагноза очень опасна. Нейробластома может расти и давать метастазы чрезвычайно быстро, каждый день на счету. А чем более распространена опухоль, тем тяжелее она лечится и тем ниже шансы на выздоровление: если «поймать» болезнь на ранних стадиях, большинство малышей удается вылечить, но на запущенных стадиях результаты лечения до сих пор неудовлетворительные.

Если бы речь не шла о радиоактивном веществе, его можно было бы просто запасти на время техобслуживания. Но с йодом-123 это невозможно: его период полураспада — 13 часов. И ситуация очень тяжелая. Надо ждать до сентября. Но ждать нельзя.

Без йода никуда

«Родители часто задают вопрос: сколько времени нужно, чтобы поставить диагноз “нейробластома” и начать лечение, — говорит Денис Шевцов, детский онколог отделения клинической онкологии Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачева. — Вообразите ситуацию: вы стоите на платформе, а на вас движется разъяренный маньяк-убийца. Вам нужно немедленно бежать, чтобы спасти свою жизнь. Вот примерно столько же времени необходимо врачу, чтобы начать лечение ребенка, у которого диагностирована нейробластома. Так что отключение циклотронов, синтезирующих радиоактивный изотоп йода для детей с этим заболеванием, которые поступили в клинику, но не успели пройти сцинтиграфию из-за остановки этих аппаратов — фатально».   

По словам Дениса Шевцова, MIBG-сцинтиграфию требуется провести в каждом случае минимум один раз: «Есть пациенты, для которых сделать сцинтиграфию в самом начале болезни принципиально важно, когда мы подозреваем нейрогенную опухоль. Она копит йод, что дает нам возможность объективно оценить ее распространенность. Скажем, в стандарт исследования не входит КТ конечностей, а MIBG-сцинтиграфия покажет нам, есть ли накопление йода, то есть признаки опухоли, например, в стопах и голенях. MIBG нужно делать при поступлении ребенка в Центр, до начала лечения».   

Если диагноз «нейробластома» подтвержден, то потом все будет зависеть от стадии и течения болезни, от того, как организм ребенка отвечает на лечение. За весь период лечения и наблюдения может потребоваться до шести таких исследований, а обычно их нужно от двух до четырех. «Ведь крайне важно оценить, как организм ребенка отвечает на терапию, — говорит Денис Шевцов. — Исследования при детских солидных опухолях должны проводиться строго по графику».  

Какова востребованность сцинтиграфии? Через отделение клинической онкологии Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачева ежегодно проходит около 50 первичных пациентов, у которых диагностируется нейробластома. Но эта процедура нужна не только детям, которые лечатся в Центре, но и пациентам из других регионов. В среднем ежемесячно в Центре детской гематологии в этой процедуре нуждаются 70 детей, среди них и те, кто приезжает сюда из других больниц в регионах, где сцинтиграфия не проводится. 

Альтернативы нет

В ответ на развернувшую кампанию Российское министерство здравоохранения выпустило документ, где предлагает в качестве альтернативного исследования использовать позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ).   «Но это никакая не альтернатива! Это просто другое исследование, — говорит Денис Шевцов. — При нейробластоме оно не является “золотым стандартом” и может не показать объективное распространение болезни. Именно MIBG-сцинтиграфия — золотой стандарт в диагностике нейробластомы у детей. Никакой альтернативы ей не существует. Есть методы, которые в отсутствие сцинтиграфии могут дать дополнительную информацию к тем данным, которые есть по результатам компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии. Но полноценно заменить сцинтиграфию нельзя». 

К кампании, которая была инициирована организацией «Энби», объединяющей родителей детей с нейробластомой, уже присоединились наши коллеги из нескольких благотворительных фондов. Мы считаем поднятую проблему очень важной и поддерживаем кампанию.

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari