Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

Спасение в мелочах

30 ноября 2016Науч-поп
Поделиться:

От надежности «умных» шунтов для отвода ликвора, герметичности и безопасности систем для введения химиопрепаратов зависит результат лечения, а значит, и спасение детских жизней.

Если система для химиотерапии течет, ребенок не получает необходимую дозу химиопрепарата; без «искусственного носа» воспаляется и кровоточит трахея.

Ежедневно для лечения подопечных фонда требуются расходные материалы на сумму примерно 300 тысяч рублей. И нельзя пропустить ни дня лечения только потому, что закончились средства. Ведь дети, находящиеся сейчас в больницах, не смогут обойтись без гастростом, систем для сбора клеток крови и еще множества «мелочей», от которых зависит их жизнь. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью и объявляем сбор средств на покупку расходных материалов для больных раком детей. Важна любая сумма, переведенная вами на проект «Медицинские расходные материалы».

Успешное лечение онкологических заболеваний предполагает использование наиболее безопасного и современного оборудования. Такое оборудование, как правило, производится на Западе, и расходные материалы к нему тоже. Из-за падения курса рубля цены на расходные материалы растут; при этом бюджеты российских клиник не увеличиваются пропорционально, но, напротив, сокращаются. Одновременно обсуждается возможность перехода на программу импортозамещения, но, к сожалению, качественных и безопасных отечественных аналогов зачастую просто не существует. Еще и поэтому каждый день фонд закупает расходные материалы, без которых невозможно продолжать лечение больных раком детей.

Мы попросили врачей подробнее рассказать о расходных материалах, которые они используют каждый день.

Системы для афереза и фотофереза

Где используются: отделения переливания крови

Почему это важно: рассказывает Павел Трахтман, заведующий отделением трансфузиологии, заготовки и процессинга ГСК Центра детской гематологии им. Дмитрия Рогачева.

Павел Трахтман, заведующий отделением трансфузиологии

«Процедура фотофереза применяется для лечения хронической РТПХ у детей, перенесших трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток. При этом лечение РТПХ с помощью фотофереза достаточно безопасно для ребенка. Фотоферез занимает около 15 минут и почти не дает осложнений. Попробую кратко описать процедуру. Сначала мы заготавливаем лимфоциты пациента. Затем клетки облучаются ультрафиолетом для того, чтобы инактивировать агрессивные лимфоциты. Предварительно добавляется специальное вещество — фотоактиватор. Само по себе это вещество нейтральное, но облучение ультрафиолетом его активирует, и тогда это вещество встраивается в состав клеточной ДНК агрессивных лимфоцитов и уничтожает их. Затем обработанные клетки вводятся пациенту. Исчезновение агрессивных лимфоцитов ведет к снижению интенсивности хронической РТПХ. Но это длительное лечение. Чтобы добиться результата, в лучшем случае требуется десять процедур. Но у нас есть пациенты, которые получали и по 30 процедур фотофереза. Для каждой процедуры требуется одноразовый набор для фотофереза, который сегодня обходится примерно в 34 000 рублей. При помощи этой системы мы собираем лимфоциты, которые потом подвергаются фотоферезу. Прибор для фотофереза французского производства; российских аналогов, к сожалению, не существует. Отделению переливания крови нужно примерно 300 таких наборов в год. Часть покупает государство — например, в этом году 100 штук.

Процедура афереза, используется, например, при сборе гемопоэтических стволовых клеток для трансплантации. Также с помощью афереза мы собираем гранулоциты для лечения сепсиса, лимфоциты для проведения клеточной терапии при борьбе с начинающимся рецидивом лейкоза. Таких процедур мы проводим достаточно много, около 700 в год. Один одноразовый набор для афереза стоит примерно 25 000 рублей. И это то, без чего лечение наших пациентов физически невозможно. Кроме того, мы используем процедуру афереза для разработки новых методов лечения рака. Уже известно, что с помощью афереза возможно выделить иммунные клетки, активные по отношению к определенным вирусам. Сейчас мы начинаем программу по выделению клеток, активных по отношению к опухолям. Это серьезные, дорогостоящие технологии, но базируются они на процедурах афереза. И без этого первого, самого простого, шага все последующие шаги невозможны».

Расходные материалы для инфузоматов, шприцы для перфузоров, переходники для катетеров

Где используются: отделения химиотерапии, интенсивной терапии

Почему это важно: рассказывает Наталья Пономарева, врач-гематолог, заведующая отделением гематологии и химиотерапии Российской детской клинической больницы.

Наталья Пономарева, врач-гематолог

«Для работы с химиопрепаратами требуются специальные расходные материалы, поскольку химиопрепараты вступают в реакцию с пластиком, из которого делают системы для подачи обычных лекарств. Мы, врачи, отлично знаем из опыта, что некоторые химиопрепараты могут растворять фильтры, капельницы, резинки в шприцах. Взвеси, которые возникают в результате этого взаимодействия, могут нанести вред нашим пациентам. К моему большому сожалению, в России не производятся расходные материалы, апробированные для работы с химиопрепаратами.

Полная герметичность — другое необходимое качество системы расходных материалов для доставки химиопрепаратов от инфузомата в кровь пациента. Современные системы — все эти многочисленные трубочки, которые тянутся от инфузомата к вене, — спроектированы таким образом, чтобы сократить риск инфицирования пациента. Для этого разработаны, например, переходники для катетеров с универсальным входом Это небольшие удлинители, которые облегчают работу медсестры и позволяют вводить в один катетер несколько разных лекарств. Переходники герметичны и позволяют сохранять стерильность системы. Герметичность системы также исключает возможность протекания жидкости наружу — ведь большинство препаратов, которые мы используем, являются опасными ядами. Мы должны постоянно думать о безопасности пациента, его мамы, находящейся с ним в палате, и безопасности медицинского персонала».

Шприц для перфузора (его стоимость около 7000 рублей) — другой необходимый нам каждый день расходный материал. Для четко рассчитанной подачи активного лекарства существуют медицинские программируемые приборы, перфузоры и инфузоматы. Бесперебойная подача лекарства ребенку — важнейшая составляющая эффективного лечения. Для работы с инфузионными и перфузионными системами подходят только «фирменные» расходные материалы — капельницы, шприцы, линии. Некачественные шприцы аппаратурой не принимаются. Если шприц негерметичен и не подходит для данного инфузомата или перфузора, то в лучшем случае мы теряем лекарство, в худшем — нарушаем ход лечения и подвергаем опасности жизнь ребенка».

Гастростомы, назогастральные зонды, «искусственные носы» для трахеостом

Где используются: паллиативное лечение (и не только)

Почему это важно: рассказывает Ирина Серкова, гематолог, врач проекта паллиативной помощи.

«Паллиативная помощь онкологическим больным сейчас не оплачивается государством. При этом в паллиативном проекте каждый день требуются качественные расходные материалы, поскольку они устанавливаются надолго. Нам важно, чтобы пациентам не было больно, чтобы жизнь семей была настолько приближена к нормальной, насколько это возможно в подобной ситуации.

Очень часто дети и молодые взрослые, нуждающиеся в паллиативной помощи, не могут глотать сами. Такие дети нуждаются в гастростомах (стоимость одной трубки сейчас примерно 13 000 рублей) — речь идет об искусственно созданном отверстии в передней брюшной стенке и желудке, чтобы больному можно было вводить питание через это соустье. За счет государства возможно установить в качестве гастростомической трубки только мочевой катетер отечественного производства. Такой катетер негерметичен, содержимое может подтекать. Он сделан из материала, который может вступать в реакцию с желудочным соком. Более того, этот материал может вызывать раздражение и аллергию. Мы используем в паллиативном проекте современные гастростомы, которые сделаны из инертного по отношению к желудочному соку материала и полностью герметичны.

Трахеостома (искусственное отверстие в дыхательном горле, в которое вставляется специальная трубка) обеспечивает возможность дышать, когда ребенок или взрослый не может дышать через нос и рот. Но больной не может дышать через трахеостому без «искусственного носа», поскольку в таком случае он дышит атмосферным воздухом, а трахея на это не рассчитана. Слизистая трахеи страдает, начинаются воспаления, кровотечения. Небольшая насадка на трахеостому — “искусственный нос” — позволяет этого избежать, она очищает и увлажняет воздух. “Искусственный нос” нужно менять как минимум раз в сутки. Когда ребенок простужен (а дети, нуждающиеся в паллиативном уходе, простывают намного чаще здоровых), искусственный нос необходимо менять раз в час. Казалось бы, простые вещи, но благодаря качественным расходным материалам мы обеспечиваем пациентам достойное качество жизни».

Шунты, резервуары Оммайя

Где используются: нейрохирургия

Почему это важно: рассказывает Шавкат Кадыров, кандидат медицинских наук, врач детского отделения НМИЦ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко.

Шавкат Кадыров, нейрохирург

«В нейроонкологии мы часто сталкиваемся с гидроцефалией (скоплением жидкости в головном мозге) как до, так и после удаления опухолей. В этом случае используется шунтирующая система для отвода жидкости из мозга. Как правило, шунтирующие системы устанавливаются на всю жизнь. Но периодически требуется замена всей шунтирующей системы или ее компонентов при их поломке. Поэтому большое значение имеет качество систем, которое зависит от технологии производства и используемого материала. Выбор типа шунтирующей системы индивидуален для каждого пациента. В определенных ситуациях возникает необходимость в установке системы с регулируемым клапаном (программируемый шунт), что позволяет подбирать и менять пропускную способность, а также вводить химиопрепарат в желудочковую систему мозга через помпу этого шунта. Шунты с регулируемой пропускной способностью, которые мы применяем, производятся за рубежом и не имеют российских аналогов. Стоимость одного такого шунта может доходить до 120 000 рублей, и эти шунты не включены в перечень услуг, предоставляемых по полису ОМС. Система Оммайя (сейчас одна такая система обходится примерно в 23 000 рублей), состоящая из подкожного резервуара и вентрикулярного катетера, применяется при опухолях головного мозга, когда есть необходимость в откачке содержимого опухолевой кисты и уменьшении сдавления прилежащих мозговых структур. Также она используется в нейроонкологии для интратекального введения химиопрепарата в определенных протоколах лечения злокачественных опухолей мозга. Это позволяет подводить препарат напрямую к мозгу. Данные системы пациентам со злокачественными опухолями устанавливаются на длительный срок, и здесь также имеет большое значение качество используемых материалов».

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari