О чем мечтают подростки, или Завтра начинается сегодня
Если вы спросите ребенка в больнице, о чем он мечтает, он ответит просто: выздороветь и вернуться домой. Сложно поспорить или удивиться, конечно, это первое, чего хотят и дети, и взрослые. Но если пойти чуть дальше и представить, что домой они уже вернулись... Тут-то и начинается самое интересное.
Если вы спросите ребенка в больнице, о чем он мечтает, он ответит просто: выздороветь и вернуться домой. Сложно поспорить или удивиться, конечно, это первое, чего хотят и дети, и взрослые. Но если пойти чуть дальше и представить, что домой они уже вернулись... Тут-то и начинается самое интересное.
«Хочу покататься на велосипеде!». «Мечтаю о любимом компьютере». «Так давно не видел собаку, как отлично мы с ней бесились!». «Ужасно хочется увидеть всех своих друзей, конечно, мы с ними общаемся в сетях, но в живую, это совсем другое». «Футбол, не могу без него». «Моя мечта — пойти на рок-концерт, сейчас лето, много площадок».

И оказалось, что дома семья, которая собирается каждый вечер, гости, встречи. Велосипед, чтобы кататься с ребятами, ездить на речку ловить рыбу. Кто-то поделился мечтой о покупке джинсового комбинезона. А кому-то мама пообещала подарить... сестренку! «И так на нашем дереве стали появляться комбинезоны, велосипеды и даже электрогитара: один ребенок очень хотел перейти с акустической на электронную. Дерево получилось отличное. А ребята забыли на время о больнице и как будто действительно оказались дома», — рассказывает Александра Михайлова.
«Это хороший пример того, как фантазирование и мечтание может выступить в качестве своеобразной машины времени, перенести ребенка в его любимое (но временно недосягаемое из-за болезни) место, придать сил и уверенности», — рассказывает психолог фонда Наталия Клипинина.
Детям, подросткам, да и взрослым важно не столько думать и говорить о будущем, сколько полезно и важно мечтать! А разговоры про наши мечты — не важно, суждено ли им сбыться или нет, все ли они реализуются или нет — это разговор про нас, про то, какие мы здесь и сейчас, какими хотим быть или какими хотим, чтоб нас видел мир. Это разговор про будущее, которое уже здесь в этом настоящем рождается и начинается.

Хорошо, когда так, а что делать, если подростки начинают мечтать о том, что несбыточно, о прошлом, к которому невозможно вернуться? Александра Михайлова ни разу не сталкивалась с похожей ситуацией, наоборот, замечала, что подростки хорошо понимают, на что способны, кроме того, они легко переключаются. Нет спорта, значит, можно заняться чем-то другим, не менее интересным.
«Если вопросы про будущее стоит заменить на вопросы про настоящее: что любит, чем увлекается, чем интересуется в настоящим, то сравнивать то, что происходит сейчас, с тем, что было в прошлым, не имеет смысла. Более того, это может быть травматично: раньше мог, а сейчас нет, — добавляет Наталья Клипинина. — Ситуация меняется, важно поддерживать реальные интересы, сохранять у человека ощущение непрерывности жизни, что болезнь не разорвала ее на две части: до и после. Только тогда мы не потеряем необходимые нам ресурсы, а скорее будем иметь в себе силы на преодоление болезни и связанных с ней сложностей».

Сложно переоценить значение планов на будущее, в том числе и самое ближайшее: они структурируют жизнь и помогают справляться со сложностями, которые обычно возникают в любых сложных ситуации, и во время тяжелой болезни тоже. «Мы уже начали готовиться к выпускному, разучиваем танцы, причем у нас танцуют и мальчики, и девочки, и на колясках, и на костылях. Все хотят участвовать, никого ничего не смущает. В прошлом году мы поставили танец девочке с одной ножкой, и все получилось просто замечательно», — вспоминает Александра Михайлова.
И пусть и в этом году получится не хуже! Желаем всем, чтоб мечталось, фантазировалось и планировалось, ведь это то будущее, которое начинается сегодня! То будущее, которое всегда с нами и никакие проблемы, болезни или обстоятельства ни в силах его отменить!
Поддержите проекты фонда «Психологическая помощь» и «Волонтерство»
- Когда врач произносит диагноз «рак», и родители, и ребенок переживают сильнейшее эмоциональное потрясение. Большинству пациентов, родителей, волонтеров и даже персоналу клиник бывает нужна помощь психолога. Мы убеждены, что работа психолога в онкологических отделениях детской больницы почти так же важна, как работа врача-онколога. ПОМОЧЬ СЕЙЧАС.
- Волонтеров в фонде более тысячи и их количество постоянно возрастает. Работа координаторов является очень ответственной, и фонд ее оплачивает. Кроме того, некоторые волонтерские проекты невозможно организовать без денег. Например, выпуск больничных газет и журналов: бумагу и печать приходится оплачивать. ПОМОЧЬ СЕЙЧАС.
Новости
Прочтите, распишитесь и приступайте!
Иногда будущих волонтеров фонда «Подари жизнь» удивляет количество документов, которые нужно подписать, прежде чем приступить к волонтерству. Объясняем, зачем они нужны.
Волонтеры, дети вас ждут!
Центр детской гематологии им. Дмитрия Рогачева открыт для посещений. Поэтому мы объявляем набор больничных волонтеров.
Фонду нужны волонтеры-дизайнеры
У волонтерских программ фонда много работы для дизайнеров, которую, увы, некому делать. Мы приглашаем к сотрудничеству опытных специалистов.