Как мы воспринимаем болезнь и почему?
Что происходит с человеком, взрослым или ребенком, в тот момент, когда врач сообщает о диагнозе? Как относиться к тому, что впереди несколько месяцев тяжелого лечения, возможно, пересадка костного мозга или операция?
Что влияет на наши переживания, действия и решения, когда мы оказываемся в тяжелой жизненной ситуации? Факторов достаточно много. Сегодня мы поговорим о не самом очевидном для большинства из нас, но живущем в каждом из нас, о том, что может нас объединять или разъединять. Это культура (в широком и узком смыслах), общество, в котором мы выросли и живем, получаем наши знания и опыт.
Работа ребят из Центра детской гематологии им. Димы Рогачева
Культурные особенности
Наше поведение в сложной, стрессовой ситуации обусловлено культурными особенностями. Именно они незримо влияют на то, как мы относимся к собственному здоровью, воспринимаем болезнь и ее причины, рано (или поздно) обращаемся за помощью, чего ждем от лечения, чему сопротивляемся, кому приписываем ответственность за проводимое лечение и готовы ли ее разделить, на что полагаемся и надеемся, как выстраиваем сотрудничество с теми, кто о нас заботится в данный момент. Все начинается еще до больницы. Туда мы попадаем уже «культурными» или окультуренными субъектами.
Культурные мнения, позиции, верования, отношение к болезни, лечению, смерти мы получаем и разделяем на бессознательном уровне. В разных обществах они представлены по-разному: в одних культурах медицинское мышление представлено и интегрировано, в других — люди больше ориентируются на [нетрадиционные подходы](28212), социальные авторитеты, например, знахарей и шаманов. Часто стресс, который мы испытываем в сложных ситуациях, выкристаллизовывает то, что в обычной жизни мы за собой не замечаем. Важно: бессознательные культурные особенности можно осознавать и изменять.
Собственный опыт
На наше поведение, чувства и действия в сложных ситуациях влияет и наш прошлый опыт. Многие родители, а, тем более, бабушки и дедушки, хорошо помнят опыт советской больницы и отношение медперсонала. Более того, и сегодня далеко не во всех медицинских детских учреждениях все устроено так, как должно быть: чтобы и стены помогали адаптироваться и лечиться. У многих детей уже есть и собственный травматичный опыт, полученный в силу некорректности или непрофессионализма специалиста. Не будем забывать, что некоторые медицинские процедуры до сих считаются... наказанием. «Будешь плохо вести себя, отведу тебя к доктору». «Если я тебя не понимаю, значит у тебя психическое заболевание и тебе пора к психологу». Лечение проходит без должного информирования ребенка и его семьи. Отдаленные последствия таких вещей — страхи, фобии, негативное отношение ко всему медицинскому.
Здесь огромная роль отводится средствам массовой информации, как раз под их влиянием формируются представлений о болезнях, лечении, о том, что такое «нормальная реакция» на то или иное событие. Благодаря положительной работе СМИ [страх у родителей перед детской онкологией](28483) уменьшился. Сейчас, скорее, бытует мнение, что рак у детей лечится, люди об этом знают.
Болезнь — это то, что бывает с другими
Зигмунд Фрейд утверждал, что наша психика устроена как слоеный пирог: некоторые слои хорошо пропечены, а некоторые совсем нет. Именно поэтому в каких-то сферах мы можем быть очень прогрессивными, а в других разделять совершенно [архаичные и несоответствующие современным представлениям](28286) мнения.
Сегодня отношение к болезни и лечению можно назвать нарциссическим. Если раньше одним из компонентов культуры общества были коллективизм и взаимная поддержка, то сейчас очень выражен индивидуализм, подчеркивание уникальности каждого человека.
С одной стороны, это хорошо. Способствует автономии, самостоятельности, самореализации. Но есть и другая сторона: изолированность переживания опыта. Мы считаем, что болезнь или что-то неприятное случается с другими, а нас это никак и никогда не коснется. Про неприятное, страшное в обществе становится говорить неудобно, не принято, не красиво. Оно вытеснено на задворки нашей жизни. Кроме того, мы настолько привыкли планировать и прогнозировать свое будущее, что когда случается что-то незапланированное: болезнь или тяжелое лечение, это абсолютно выбивает нас из колеи.
А еще в культуре изменилось отношение к смерти. С одной стороны, происходит обесценивание жизни: мы привыкаем к гибели детей, тяжелым болезням, войнам и обстрелам, это является фоновым событием нашей жизни. С другой стороны, развитие медицины дает нам иллюзию, что еще немножко и мы не только тяжелые онкологические болезни сможем лечить, но и приблизимся к бессмертию. Раньше люди воспринимали болезнь как естественное событие, за которым очень вероятно могла последовать смерть. Сейчас огромная психологическая нагрузка лежит на врачах, потому что к ним в тяжелой ситуации обращены не всегда реалистичные надежды и ожидания, требования ежеминутно совершать медицинское чудо.
Разделение ответственности
Для сравнения обратим внимание на японскую культуру, которая основана на сильном послушании и тщательности исполнения. Любое требование к соблюдению профилактики или прохождению скринингов родителями соблюдается. В этой культуре невероятно высокий уровень доверия к медицинскому персоналу, а общение строится на субординации — доктор главный, родители и ребенок подчиняются и слушаются. Именно поэтому процент согласия на прохождение тяжелых операций в Японии очень высок. В России очень высокий процент отказов от различных даже не сложных, но крайне необходимых хирургических вмешательств.
Есть мнение, что у детей само все пройдет. Или же хирургические операции воспринимаются как что-то заведомо калечащее, приравнивается к мучению. Родителям бывает сложно решиться и на трансплантацию костного мозга, особенно, когда заболевания (онкогематология) течет почти бессимптомно, и агрессия лечения более очевидна, чем агрессия болезни.
Существует две разные модели отношений между доктором и пациентом: партнерские и патерналистские. Опыт западных стран показал, что патернализм (когда доктор выполняет всю работу, а родители невольно чувствуют себя винтиками в этом процессе) неэффективен. Для лечения многих заболеваний от родителей требуется большая включенность, ответственность, самостоятельный контроль за состоянием ребенка и его лечением, особенно, на поддерживающем этапе.
Наша модель пока находится в переломном состоянии: долгое время у нас, к примеру, не было принято информировать пациента или его родителей о диагнозе, предполагалось, что люди могут получать таблетки и лекарства не будучи уведомленными, что это, зачем, каков прогноз. Сейчас мы стараемся перенять опыт западных стран, и нас качнуло в другую сторону: врачи пытаются информировать и разделять ответственность, но пациенты и родители не всегда оказываются к этому готовы. Одна из причин: в нашей культуре нет тех медицинских знаний, которые многие годы в Америке формировались благодаря СМИ, тщательно впускаемой научно-популярной литературой, где речь шла о болезнях или устройстве организма. Сейчас мы находимся не в проработанном поле, и часто ответственность на себя берут те пласты нашего сознания, которые тяготеют к нетрадиционному лечению, поиску виноватого или волшебного чудодейственного препарата.
Как болеют в Москве и Ташкенте? С чем ассоциируется болезнь у разных народов? Исследователи сравнили ответы москвичей и жителей Ташкента. У первых болезнь ассоциировалась с борьбой и врачом, что говорит о том, что они готовы сражаться с болезнью и разделить ответственность с врачом. В Ташкенте болезнь ассоциировали со слабостью и сном. На лицо более пассивное отношение, возможно, бездействие, не включенность в процесс, не готовность отвечать за свои действия, реакции и поступки наравне с докторами.
Что делать, чтобы изменить ситуацию?
В настоящий момент диагноз у общества достаточно тяжелый и об этом сейчас надо смело говорить, понимая, что изменения (или их отсутствие) — это ответственность каждого из нас.
Образовывать и самообразовываться, причем задолго до возникновения проблем.
Стараться быть open minded: замечать и учиться разным моделям поведения в сложных ситуациях. Широкий кругозор и открытость миру влияет на репертуар наших возможностей, на то, как мы будем справляться и приспосабливаться к ситуации в момент стресса.
Разделять ответственность, пытаясь понять, что происходит и что с этим делать, на кого можно опереться и при каких условиях. Не заниматься поиском виноватых: часто родители оказываются в плену мифа, который гласит, что если ребенок заболел, то они виноваты или ребенок что-то сделал не так. В итоге все силы и ресурсы, которые должны быть направлены на борьбу с болезнью, оказываются поглощены переживаниями морального стресса.
Учитывать культурные особенности окружающих. Часто они оказываются незамеченным, но это не значит, что их нет или они не будут влиять на общение и лечение. В нашей многонациональной стране это особенно важно.
Не отгораживаться от чужого горя, поддерживать людей, оказавшихся в тяжелой ситуации, понимая, что никто не защищен. Невозможно хорошестью или плохостью избежать болезни или ее заработать: это может случиться с каждым из нас.
Новости
Что взять с собой в новый год
Хочется нам того или нет, но в конце декабря жизнь всегда ускоряется. Мы в самом деле мечтаем все успеть, закончить и подвести итоги. Как это сделать правильно, размышляем с психологом фонда Натальей Клипининой.
Хорошенького понемножку
Что известно об идеальном отпуске? Психолог фонда Наталья Клипинина предлагает изучить многочисленные исследования на тему отдыха. И взять из них все самое ценное для себя.
Поставить жизнь на паузу
«Подумаю об этом завтра», «Сначала надо сделать дела поважнее», «И какая теперь учеба», «Вот похудею»... Сталкиваясь со сложной задачей, мы откладываем на потом все, что, как нам кажется, может помешает ее выполнению. Но можно ли отложить собственную жизнь?