Прорыв в лечении рака
В этом году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена Джеймсу Эллисону и Тасуко Хондзе за открытие нового метода терапии злокачественных опухолей.
Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзё
Речь идет о новейших препаратах противоопухолевой иммунотерапии. Они основаны на принципиально новом подходе: лекарство само по себе не убивает опухоль, а делает ее уязвимой для атаки со стороны иммунных клеток. Американец Эллисон и японец Хондзе в течение многих лет изучали, как и почему злокачественная опухоль становится устойчивой к воздействию иммунной системы организма и как преодолеть эту устойчивость. Их исследования со временем привели к появлению нескольких препаратов, которые уже сейчас спасают жизни. Два препарата из этого класса хорошо знакомы читателям нашего сайта: это «Опдиво» и «Китруда».
Сейчас в «Китруде» нуждаются двое подопечных фонда «Подари жизнь»: 10-летний Артем Нотченко и 14-летняя Диана Данилова. У Артема лимфома Ходжкина, которая не поддается стандартной терапии. Даже использование высокоэффективного препарата «Адцетрис» не привело к полной победе над болезнью. Сейчас единственным шансом Артема является именно противоопухолевая иммунотерапия: врачи рекомендовали ему препарат «Китруда».
Тот же диагноз у Дианы Даниловой. И почти такая же ситуация: стандартная химиотерапия не помогает, терапия с «Адцетрисом» недостаточно эффективна и плохо переносится организмом. Поэтому девочке показана терапия «Китрудой»: это лекарство не только может справиться с опухолью, но и переносится легче.
В чем же суть открытия Джеймса Эллисона и Тасуко Хондзе? Мы собираемся подробно рассказать об этом через некоторое время. Если же совсем кратко, то их исследования привели к уточнению природы взаимодействий между опухолью и иммунными клетками в организме.
В результате некоторых из этих взаимодействий опухолевая клетка распознается иммунной системой не как «чужая», а как «своя», и атака на нее невозможна. Поэтому никакая стимуляция иммунитета не решит проблему. Чтобы активировать атаку иммунных клеток на опухоль, надо прицельно воздействовать именно на элементы системы распознавания «свой — чужой». Это и делают современные препараты противоопухолевой иммунотерапии.
Первым лекарством нового типа стал «Ервой» (ипилимумаб), который позволил достичь заметных успехов при лечении одной из самых грозных злокачественных опухолей — метастатической меланомы. Затем последовала разработка других препаратов, среди которых наиболее широкое применение нашли «Опдиво» (ниволумаб) и «Китруда» (пембролизумаб). В прошлом году они стали доступны и в России, и до сих пор сфера их использования постоянно расширяется.
Мы уже несколько раз писали об этих препаратах на нашем сайте. Так, им посвящена значительная часть публикации врача-онколога Николая Владимировича Жукова «Борьба с раком: история, достижения и сила здравого смысла».
Для фонда «Подари жизнь», конечно, важно использование этих лекарств в педиатрии.
«Так получилось, что клинические испытания противораковых лекарств доходят до детей в последнюю очередь. Но и сейчас новейшие препараты иммунотерапии могут использоваться при некоторых диагнозах у детей, когда все другие возможности уже исчерпаны, но при этом дети в таком состоянии, что могут перенести эту терапию».
А доктор медицинских наук Наталья Валерьевна Мякова подробно рассказывала про эффективность «Китруды» при лимфомах.
Это лекарство наши пациенты получают вместе с химиотерапией, но основные надежды мы возлагаем именно на него: ведь «Китруду» получают те больные, для которых стандартная «химия» малоэффективна.
«Фактически речь идет о терапии “третьей линии”: мы используем этот современный препарат тогда, когда два протокола стандартной терапии уже использовались и не были успешными. То есть в самых сложных случаях, когда других шансов на спасение нет».
И сейчас наш фонд регулярно собирает средства на «Опдиво» и «Китруду» для наших подопечных, детей и молодых взрослых. К сожалению, как правило, лечение этими дорогостоящими препаратами пока не обеспечивается государством, хотя в 2018 году они уже были включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Но возможность лечить детей и молодых взрослых этими лекарствами очень важна: речь идет не только о шансе на спасение жизни (причем, как показывает практика, это вполне реальный шанс!), но и о возможности для врачей использовать самые современные методы лечения, которые с большой вероятностью станут основой терапии рака в будущем.
Поэтому мы очень просим помочь больным, которые сейчас нуждаются в этих препаратах!
Новости
Что нужно знать о донорстве гранулоцитов
Для тех, кто хочет разобраться, что такое гранулоциты, когда и зачем их переливают пациентам и почему донорство гранулоцитов — это нестандартная процедура, рассказываем все, что знаем сами (и узнали от врачей).
Деплеция: просто о сложном
В 2022 году компания — поставщик реактивов для очистки донорского трансплантата ушла из России. Врачи перешли на лекарственную схему поддержки детей, которым была необходима ТКМ. Но сейчас все возвращается. Подробности.
«Завицефта»: работает на опережение
Продолжаем серию статей о сопроводительной терапии. Сегодня наш герой — антибиотик «Завицефта», который позволяет бороться с трудноизлечимыми бактериальными инфекциями.