Как нас меняет благотворительность
С чего началась благотворительность в нашей стране? Как люди вообще становятся благотворителями? Почему об этом не принято говорить? Пытаемся разобраться с психологами фонда.
Что такое благотворительность? Так называется предоставление услуг, средств, имущества, интеллектуальной собственности на безвозмездной или льготной основе. Кроме того, благотворителями называют тех, кто участвует в общественно-полезной деятельности, которая приводит к решению тех или иных проблем. Личных, если речь идет о помощи человеку или семье; социальных, если это приводит к изменению ситуации в обществе, но в любом случае значимых проблем. Так, например, одна из недавних благотворительных акций называлась «Не бойся маски»: люди выкладывали свои фото в медицинских масках в соцсети, пытаясь таким образом преодолеть стереотип, что человек в маске опасен для окружающих, и донести мысль, что людям, которые вынуждены носить маски, на самом деле очень нужна наша с вами помощь.
Рисунок: Лера Ченакина, Морозовская больница
Как мы становимся благотворителями?
У внешнего наблюдателя может сложиться впечатление, что благотворителями становятся случайно. Однако чаще всего это не так. Подобные решения обычно принимаются благодаря каким-то событиям, потрясениям, внутренним открытиям или потребностям, которые не находили раньше возможности реализоваться. Часто играет роль личный опыт или опыт близких, после которого человек уже не может делать вид, что проблемы не существует, и считает своим долгом помогать в ее решении.
Однако нередко решение участвовать в благотворительности дается непросто или требует преодоления определенных внутренних препятствий. Можно услышать: «Я не так богат, чтобы помогать другим», «Сейчас я не могу себе этого позволить», «Эту проблему должно решать государство».
Однако время, когда мы будем обладать достаточными (на наш взгляд) средствами или когда появится государственный механизм решения проблемы, может и не наступить. Зато наша активность способна изменить многое! Помощь не бывает большой и малой. По опыту благотворительных организаций, и крупные пожертвования, и небольшие (но от достаточного количества людей) вносят огромный вклад.
Огромная проблема выбора — участвовать в благотворительности или нет — исчезла с появлением автоматизированного сбора средств, например, подписки на регулярные [небольшие пожертвования (рекурренты)](29897). Теперь нам не надо снова и снова проходить проверку, связанную с моральным выбором, высокими требованиями к себе и самооцениванием: «достаточно ли у меня сейчас денег и средств», «достаточно ли я хороший или плохой, если сейчас не смогу помочь», «достаточно ли, много или мало я вкладываю». Теперь у нас есть возможность не блокировать подобными мыслями стремление помогать другим и не лишать себя права быть благотворителями, то есть помогать тем, кто нуждается в помощи.
Как на нас влияет благотворительность?
Каждый человек, решивший однажды принять участие в благотворительности, не только получает уникальную возможность изменить мир вокруг, но и повысить ощущение собственных сил и способностей, почувствовать прилив энергии и внутреннего удовлетворения. На психологическом языке это означает, что у нас появляется шанс повысить «уровень собственной самоэффективности», который в каждый день нашего существования подвергается различным атакам с разных сторон. Часто это еще и приобретение дополнительного смысла жизни, ценного для каждого из нас.
Но что делать, если наши возможности помогать изменились или уменьшились? Допустим, раньше мы были способны на большее, а сейчас не можем помогать так, как нам хотелось бы, и от этого чувствуем дискомфорт — как будто потеряли мощь и силу. Важно помнить, что не бывает «бывших» благотворителей. Единожды или многократно оказанная помощь многое меняет в жизни человека раз и навсегда.
Даже если эти изменения не видны, они есть, они запускают мощные процессы, целую серию добрых дел в обществе и позитивных изменений внутри. Кроме бонусов, каждый в подобной ситуации начинает чувствовать себя чуть более комфортно и спокойно, поскольку понимает, что проблемы в жизни могут коснуться каждого человека. Как говорила Вера Миллионщикова, основательница первого хосписа в Москве, «хосписы мы строим для себя». Эти слова хорошо выводят из неосознанной комы бездействия: участвуя в благотворительности, мы как будто что-то делаем для других, а на самом деле делаем это для себя.
Почему об участии в благотворительности не принято говорить?
Один из сложных вопросов благотворительности — оказывать помощь анонимно или открыто. Этот вопрос волновал и... князей в Древней Руси. Сначала «помощь» обезличенно провозилась на общих телегах по селеньям, а нуждающиеся брали то, что им требовалось. Однако достаточно быстро это привело к формированию потребительского отношения со стороны селян. В ответ пришло решение: формирование традиции — прототипа «адресной» помощи. Любая благотворительность — это повышенное внимание, много различных чувств, в том числе ревность и зависть.
Сейчас каждый человек сам принимает решение, говорить ли о том, что он участвует в благотворительности, или нет. Скромная позиция может быть вызвана желанием не обрушивать на себя слишком много эмоций. Плюс анонимной помощи может заключаться и в том, что тогда благотворительность не превращается в поле для конкуренции, где другие участники могут почувствовать себя менее комфортно. Снимается вопрос размера суммы или ценности действий: когда в сферу благотворительности приходят категории оценки или неравенства, начинают хуже работать или рушиться важные ее механизмы.
Кроме того, очень часто тем, кто нуждается в помощи, принимать ее бывает непросто. Если эта помощь обезличенна или она оказывается от лица фонда, ее гораздо легче принять, не чувствуя себя при этом обязанным, слабым и одиноким.
Когда в России появилась благотворительность?
На самом деле одна из общепринятых форм благотворительной помощи — милостыня — существовала на Руси с самых древних пор. А с XII века помощь нуждающимся предоставлялась уже и другими способами. Известны монастырская, приходская, общинная, боярская, купеческая и княжеская благотворительность. Правда, после этого был короткий, но непростой для благотворительности период борьбы с «привольной нищетой», связанный с недоверием к людям, которые пользовались помощью без особой необходимости, и вынудивший нуждающихся буквально доказывать свой статус. Но спустя какое-то время, в XIX-XX веках, в России наступил «золотой век» благотворительности.
Связан он с деятельностью меценатов, которые на личные средства открывали библиотеки, музеи, больницы (так появились, к примеру, Голицынская больница и больница Шереметева), медицинские институты. Имена меценатов хорошо известны всем: братья Третьяковы, Савва Мамонтов, Савва Морозов, Алексей Бахрушин. Они активно участвовали в развитии медицины, науки, образования. Писатель Антон Чехов открыл много маленьких частных сельских больниц и огромную часть своей жизни посвятил благотворительному лечению детей и взрослых, обучению молодых докторов и становлению медицины в отдаленных местах России.
Благодарны ли те, кто получает помощь?
В этом можно не сомневаться! Просто люди, которые ее получают, почти не имеют возможности напрямую поблагодарить тех, кто помогал. Особенно если помощь приходит обезличенной.
Именно поэтому за нуждающихся это делает фонд: составляет отчеты, пишет благодарственные письма, выступает от лица своих подопечных, а также врачей и ученых.
Главное, чтобы в благотворительности, как и в любой другой деятельности, вы чувствовали себя комфортно и не действовали в ущерб себе. Важно думать о разумности и балансе между продолжительным посильным участием в благотворительности и однократным, но разрушительным для себя.
Спасибо всем, кто помогает детям лечиться, а врачам — лечить! Спасибо нашим благотворителям!
Новости
Что взять с собой в новый год
Хочется нам того или нет, но в конце декабря жизнь всегда ускоряется. Мы в самом деле мечтаем все успеть, закончить и подвести итоги. Как это сделать правильно, размышляем с психологом фонда Натальей Клипининой.
Хорошенького понемножку
Что известно об идеальном отпуске? Психолог фонда Наталья Клипинина предлагает изучить многочисленные исследования на тему отдыха. И взять из них все самое ценное для себя.
Поставить жизнь на паузу
«Подумаю об этом завтра», «Сначала надо сделать дела поважнее», «И какая теперь учеба», «Вот похудею»... Сталкиваясь со сложной задачей, мы откладываем на потом все, что, как нам кажется, может помешает ее выполнению. Но можно ли отложить собственную жизнь?