Как болезнь делает нас сильнее
Многие семьи считают, что болезнь ребенка по-новому сплотила их, придала жизни более глубокий смысл, сделала сильнее. Ровно так, как об этом когда-то писал Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Но насколько уместно это высказывание в данной ситуации? Что помогает семьям не только справляться с тяжелой болезнью ребенка, но и меняться, становиться устойчивее? На что можно опереться в тяжелых обстоятельствах? И можно ли этому научиться?
В физике есть понятие «резильянс» (resilience) — способность предмета выдерживать механическое воздействие, не ломаясь и не меняя структуры. Его стали использовать и в социальных науках, обозначая способность человека к позитивной адаптации к сложным обстоятельствам, возможность переживать стрессовые события, травму, и при этом восстанавливаться, не только не теряя своих способностей, но приобретая новую силу и качества.
Что же помогает нам быть более жизнестойкими? Какой стиль совладания с трудными ситуациями помогает лучше с ними справляться? Вот что можно утверждать, опираясь на результаты проведенных исследований.
Способность прямо смотреть в глаза обстоятельствам, видеть ситуацию с разных сторон, не отрицая и не избегая того, что происходит. Почти всегда первая реакция тех, кто столкнулся с чем-то тяжелым — «не может быть», «не верю». И это реакция естественна. Так наша психика защищает себя, чтобы постепенно набраться сил и справиться с тем, что произошло. Способность человека пройти через первый шок, принять чувства, которые естественны в этой ситуации, а затем внимательно рассмотреть все обстоятельства, является важным элементом для дальнейшего пути.
Именно это помогает затем включиться в ситуацию и быть ее активным участником, не только наблюдать и ждать, когда что-то пройдет, уйдет или закончится. Если мы говорим про лечение ребенка, то активная позиция позволяет относиться к этому не только как к тяжелой проблеме, но и как к задаче, которую нужно решить. Сохранять активную, деятельную позицию полезно как для решения каждодневных вопросов, так и для позитивного самоощущения — в настоящем и будущем.
Одной из составляющих активной позиции является ощущение контроля там, где это возможно. Когда ребенок болеет, семьи часто чувствуют себя беспомощными. Болезнь — это то, что никто не выбирал и не мог предотвратить. И в дальнейшем родители оказываются в ситуации, когда врачи назначают лечение, а семья идет вслед за рекомендациями медицинского персонала. Однако в любой ситуации нужно стараться найти что-то, что можно взять в свои руки, чтобы не ощущать себя пассивным участником или жертвой обстоятельств. Пусть это будут мелочи, но именно наши действия помогут справиться и вернут ощущение силы, а после завершения лечения придадут уверенности, что что-то зависело только от нас и мы справились. Современная модель оказания медицинской помощи является партнерской. В ней сам пациент и его семья занимают значимую роль. И эта модель уже подтвердила свою эффективность не только с психологической точки зрения. Активность пациента и семьи помогают лучше отслеживать изменения состояния, выполнять различные рекомендации, а иногда она необходима для принятия решений о выборе тактики терапии и последующей реабилитации.
Способность человека принять вызов, риск, продолжать действовать даже в ситуации неопределенности, когда успех не гарантирован. Это важно особенно в тех ситуациях, когда результат достигается не сразу, а благодаря последовательным и порой очень длительным усилиям. Именно так и происходит в процессе лечения.
Видеть в ситуации смысл. Здесь можно говорить об убеждениях, в том числе связанных с верой: у нас многонациональная страна, в которой представлено много религий, и речь, конечно, не идет о какой-то конкретной вере. Убежденность в том, что все, что с нами происходит, осмысленно, имеет ценность, а также способность находить даже в сложных событиях жизни разные смыслы, — очень важный ресурс. Основатель логотерапии (терапии смыслом) Виктор Франкл прошел через концлагерь во время Второй мировой войны. И даже в такой беспрецедентно тяжелой ситуации, когда кажется, что никаких человеческих сил не хватит на то, чтобы ее пережить, он видел рядом с собой людей, которые находили смысл в том, чтобы бороться и жить. Для Франкла смысл заключался в том, чтобы поделиться затем опытом, который он приобрел, и таким образом помогать людям. Другие находили смысл в том, чтобы стать свидетелями происходящих событий. Смыслы могут быть самые разные, но в предельно тяжелых обстоятельствах смысл — это именно то, что помогает выстоять.
Верить, что в мире больше хорошего. Исследования показали, что люди, которые изначально настроены более оптимистично и верят в том, что они справятся, легче переживают сложные ситуации. Базовое доверие к миру, вера в поддержку и помощь, убежденность в том, что люди в целом доброжелательны (да и в нас самих достаточно хорошего, на что можно опереться), не только создает более позитивный настрой, но и позволяет обращаться за помощью к другим и более эффективно пользоваться различной поддержкой.
Качества, которые делают человека более жизнестойким, не всегда являются врожденными: их можно развивать в себе в любом возрасте. Более того, этому можно учить детей. Чтобы быть более устойчивыми к испытаниям, важно позволять себе чувствовать, быть открытыми к тому, что происходит, как вовне, так и внутри нас, принимать свои собственные реакции и переживания близких без осуждения, сохранять активность даже в ситуации неопределенности, находить в происходящем смысл, заботиться о себе и близких, не отказываться от помощи других, доверять и принимать поддержку. Это поможет в самой стрессовой ситуации, а также позволит сохранить и приумножить ощущение собственной силы в будущем.
Ощущение силы не ослабевает со временем?
Ощущение, что в тяжелое время ребенок, его родители, вся семья были воинами, боролись, страдали, но вышли победителями, никуда не денется. Оно вкладывается в фундамент уверенности ребенка и его семьи. В результате болезнь становится не тем событием, про которое хочется скорее забыть, а тем, про что можно говорить и помнить. Не кошмаром, который всплывает по ночам, а важным элементом семейной истории.
Родители часто задают психологам вопрос, стоит ли рассказывать совсем маленьким детям про болезнь (о которой они могут почти не помнить в силу возраста), и как это лучше сделать. Иногда семья выбирает путь забыть и стереть все следы, однако опыт показывает, что все не стирается и каким-то образом однажды правда может открыться. Когда в семье тема болезни находится под запретом, прошлый опыт воспринимается, как что-то настолько ужасное, что и поговорить о нем нельзя. Другое дело, когда про болезнь рассказывается открыто: «Да, нам было тяжело, но мы справились, ты был совсем маленьким, но с большим пониманием ко всему относился, был настоящим воином, и мы все тебе помогали». Тогда у ребенка в воспоминаниях нет кусочка потерянного прошлого, «дырки» на два года. И опыт болезни не кажется ему страшным: он говорит про то, что были испытания, но семья вышла из них, справилась, и теперь ей все по плечу.
Новости
Что взять с собой в новый год
Хочется нам того или нет, но в конце декабря жизнь всегда ускоряется. Мы в самом деле мечтаем все успеть, закончить и подвести итоги. Как это сделать правильно, размышляем с психологом фонда Натальей Клипининой.
Хорошенького понемножку
Что известно об идеальном отпуске? Психолог фонда Наталья Клипинина предлагает изучить многочисленные исследования на тему отдыха. И взять из них все самое ценное для себя.
Поставить жизнь на паузу
«Подумаю об этом завтра», «Сначала надо сделать дела поважнее», «И какая теперь учеба», «Вот похудею»... Сталкиваясь со сложной задачей, мы откладываем на потом все, что, как нам кажется, может помешает ее выполнению. Но можно ли отложить собственную жизнь?