Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с правилами его использования

«Благотворительность — это весело»

21 сентября 2017Друзья фонда
Текст:
Елена Шевченко
Поделиться:

Почему ярмарки, которые проходят в лицее № 1535, каждый раз становятся сенсацией, рассказывает Ирина Петрущенкова, учитель английского языка, идейный вдохновитель и главный организатор праздников.

Ирина Петрущенкова

С чего началась благотворительность в вашем лицее?

Мы начали с игрушек для «Коробки храбрости», потому что объяснить школьникам, для чего нужны игрушки-награды для ребят, которым предстоят болезненные процедуры, очень легко, дети на это моментально реагируют.

А с чего началась ваша знаменитая ярмарка?

С понимания, что нам нужно разнообразить воспитательную работу. Да, такой вот скучный термин. Я помню, что мне на глаза попался английский текст «Благотворительность может быть интересной», и мы задумались на эту тему: как бы под конец учебного года организовать что-то общее, веселое и полезное. Веселое — обязательно: детям можно сколько угодно читать лекции, к примеру, о милосердии, это ни к чему не приведет. Их надо увлечь. И мы с коллегами начали думать, в какую игру с ними сыграть. Придумали организовать несколько площадок: музыкальную, спортивную, мастер-классы, торговые ряды, аукцион (он потом стал отдельным мероприятием). Поделили обязанности — кто за что будет отвечать. И начали собирать детей, которые хотели бы в этом поучаствовать.

То есть дети присоединились, когда все уже было готово?

Изначально все задумки были от взрослых. И только со временем стали появляться дети с идеями. Надо понимать, что людей, которые могут придумать что-то новое, не так много, и у нас их не может быть больше просто потому, что мы организовали ярмарку. Но сейчас инициативные дети приходят — им нравится, им весело, вот они и проявляют себя.

Почему вы решили сотрудничать с фондом «Подари жизнь»?

Нам нужен был адресат, надежный партнер, и мы начали искать. Я читала про фонды, смотрела рейтинг доверия, изучала открытую информацию о детях у вас на сайте. Потом обсуждала с отделом фандрайзинга, на какой проект стоит собирать деньги. Помню, в первый раз это были незарегистрированные лекарства. Объяснить школьникам, почему мы призываем их помогать детям, которые лечатся от онкологии, было довольно просто. Рак излечим, но очень часто для этого нужны большие деньги: на лекарства, процедуры или обследования... И если мы все вместе постараемся, то у нас обязательно получится.

Сколько времени вы занимаетесь подготовкой?

В первый год мы точно начали в марте (ярмарка проходит в мае). Сейчас меньше организационных вопросов, но есть проекты, к которым необходимо готовиться заранее. Например, конкурс эмблем. Дети рисуют, присылают нам эскизы, мы в лицее проводим опрос, выбираем шортлист, потом онлайн голосованием определяем победителя и делаем значки. Каждый год они у нас разные. Кроме того, какие-то другие вещи тоже нужно готовить заранее. У нас очень хорошая «ярмарочная» команда учителей, каждый из которых когда-то взялся отвечать за определенную площадку, так что они сами знают, когда им нужно начинать подготовку, когда подключать к работе детей-волонтеров. Но два года назад появился проект, который полностью делают ученики — хорор квест. Ребята сами все придумали и организовали: просто здорово, хотя и страшно. В этом году квестом занимались другие дети, тоже было потрясающе креативно. А вообще многие площадки возникают стихийно. Два года назад мы придумали рынок «Садовод», где продается рассада для дачи. А в прошлом году — детскую комнату. К нам приходят семьи с маленькими детьми, и пока родители гуляют, пьют кофе, слушают музыку, их детей развлекают волонтеры — лицеисты и учителя. В общем, идей много и всем есть, чем заняться. Формат свободный. Кто что любит и умеет, тот тем и занимается. Это же общая игра, в которую с удовольствием и на равных включаются все — дети, родители, учителя. И все отлично зарабатывают на этом.

Возникают ли спорные ситуации?

Не без этого. У нас уже несколько лет существуют две музыкальные площадки — музыкальное кафе и место, где дети играют тяжелую музыку. Жители окрестных домов этому не очень рады. Я их понимаю: конечно, ярмарка проходит днем, ничего ужасного или противозаконного мы, разумеется, не делаем. Но тяжелый рок, это тяжелый рок: с усилителями, громко... А если кто-то плохо себя чувствует, прилег вздремнуть или укладывает маленького ребенка? Нам звонили в школу, и наших детей это возмутило. Мы в ответ на звонки могли бы встать в позу, сказать, что имеем право, но так мы детей не воспитаем, не научим их думать о других. Значит, надо искать выход. В этом году все получилось прекрасно: мы просто перенесли тяжелую музыку во внутренний двор. Там же организовали обменный пункт (на ярмарке обычные деньги обменивают на местную валюту — «воробьевки»). Более того, там же дети делали очень вкусную шаурму и вот так получилась совершенно новая, невероятно стильная площадка: Rock Around Shaverma.

А была ли негативная реакция от потенциальных или реальных участников ярмарки?

Конечно, была, но, скорее не от участников, а от тех, кто не был готов в этом участвовать по каким-то причинам. Недоверие — это нормальная реакция, когда начинается большой проект. Нельзя исходить из принципа «мы такое хорошее дело делаем, как к нему можно относиться отрицательно». Да запросто. Люди очень разные.

Вы оповещаете участников, столько денег удалось собрать?

Безусловно. И не только оповещаем, но и просим фонд писать нам, на что были потрачены наши деньги. Дело нужно доводить до конца, мы все должны почувствовать значимость того, что сделали.

Кто приходит к вам на ярмарки?

Сначала это были, в основном, родители детей, которые участвуют в проекте. Потом стали приходить люди, которые живут рядом. Мы рады всем. У нас всегда висит объявление на дверях школы, в соцсетях мы просим детей рассказывать о ярмарке своим друзьям и бывшим одноклассникам.

Как на ваши ярмарки смотрит руководство?

Наверняка, все все знают, скрыть это невозможно. Благотворительность в школе не может быть анонимной. Наоборот, наша цель рассказать всем о том, что у нас происходит.

Изменились ли дети?

Я могу точно сказать, что изменилось отношение к благотворительности. Дети стали считать это нормой, принимать как должное. Но это не значит, что все до единого в этом участвуют или это одобряют, нет, конечно. Просто мы дали возможность каждому (цитирую замечательную коллегу) «почувствовать себя человеком». Мне кажется, что все мы (и дети, и взрослые) выросли что ли... И конечно, стали намного больше доверять фондам. А еще у нас появились отличные традиции, чего уж там.

Вы принимаете участие в акции «Дети вместо цветов»?

Мы присоединились не сразу, в 2016 году. Мне лично эта акция нравится: она практичная, и результат может быть хороший, но к ней нужно тщательно готовиться идеологически. Поскольку у нас в школе к этому моменту уже состоялось несколько успешных благотворительных проектов, было ощущение, что мы можем попробовать. И я стала разговаривать с учителями. Просила их разрешить мне написать родителям, что мы хотели бы поучаствовать в акции. Потом долго думала, что сказать родителям, чтобы сохранить атмосферу праздника. Все же цветы на 1 сентября — это красивая традиция, плохо, если бы их совсем не было. В целом, у нас все получилось, но я лично не уверена, что все остались довольны. Кстати, в акции «Дети вместо цветов» мы даже выпускников задействовали. Написали им в соцсетях: «Дорогие, поздравьте нас с 1 сентября, поучаствуйте вместе с нами в акции…» Они же у нас по всему миру живут, но лицей помнят и любят. Говорят, бывших лицеистов не бывает.

От кого все-таки должна идти инициатива: от учителей или родителей/учеников?

На мой взгляд, от учителей. Только от учителей. Если у родителей доверительные отношения с учителем, тогда они могут предложить и посмотреть, как он отреагирует. Но это только в том случае, если отношения доверительные. Если вы не знаете учителя и пришли к нему с такой инициативой, вы должны понимать, что человек может просто обидеться.

Вы будете продолжать?

Скорее всего, будем. Есть, конечно, опасение, что традиция дарить цветы со временем пропадет, а традиция отдавать деньги на благотворительность не появится. Но я надеюсь, что мы сможем этого избежать. В любом случае, эта акция требует большой работы, особенно если школа не очень активно занимается благотворительностью и ограничивается только одним мероприятием, приуроченным к 1 сентября. Что касается нас, мы будем смотреть, насколько с этой акцией согласны наши учителя, родители и дети, потому что, на мой взгляд, для успешности благотворительного проекта в первую очередь нужно, чтобы его участники бережно относились друг к другу.

Новости

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxSafari